Программа дополнительного образования детский фитнес для дошкольников. Рабочая программа детский фитнес

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время, в России сложились объективные условия для развития детского фитнеса.
Актуальность и педагогическая целесообразность разработанной программы связана с тем, что за последнее десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей дошкольного возраста. По данным специалистов, каждый второй современный дошкольник имеет отклонения в состоянии здоровья. Одна из основных причин данного показателя - малоподвижный образ жизни. Интернет, компьютерные игры и просиживание у телевизора, а также занятия, занятия, занятия, - все это приводит к тому, что каждый год уровень общего здоровья дошкольников неуклонно снижается. В то же время, ученые доказали, что физическое развитие ребенка – неотъемлемая составляющая развития его личности, в целом, а физическая активность – один из этапов его адаптации к социуму.
Так что же такое «детский фитнес»? Само слово fitness переводится с английского как «быть в форме». Конечно, начинать быть в форме надо с детства. И «детский фитнес» - это гармоничное физическое развитие ребенка на основе учета его возрастных особенностей, потребностей интересов, возможностей и уровня здоровья.
Детский фитнес - это уникальная комплексная система разнонаправленных занятий и мероприятий. Это калейдоскоп увлекательнейших занятий, потрясающих детских праздников и утренников, побед на первых настоящих соревнованиях. Это и йога и восточные искусства, танцевальные направления и занятия в бассейне и игровые уроки и занятия ОФП, в некоторых клубах – это еще и ролики, лыжи спортивные игры на свежем воздухе. Для желающих профессионально освоить технические элементы любимых видов спорта, во многих фитнес-клубах работают секции, по видам спорта, таким как боевые единоборства, теннис, спортивная и художественная гимнастика.
В основе организации детского фитнеса лежит рациональное использование средств физической культуры и спорта в оздоровлении и соответствующем возрастным нормам развитию ребенка.
Детский фитнес - это новый, неповторимый мир душевной и физической гармонии ребенка. Это возможность проявить себя через призму своих интересов и способностей; самореализация, воплощение своих желаний, новые друзья.
Преимущество детского фитнеса перед спортивными секциями или теми же регулярными занятиями физкультурой: во - первых, фитнес гармонично развивает ребенка, в то время как в спортивных секциях дают нагрузку неравномерно, во - вторых, занятия физкультурой «пахнут» обязаловкой: у детей нет выбора что им делать. В детском фитнесе ничего такого быть не может. Новизна программы состоит в идеи гармоничного сочетания современных оздоровительных технологий: тренажерно – информационной системы (ТИСа), разработанной профессором Д.П. Рыбаковым, дыхательной гимнастики по методу А.А. Сметанкина, оздоровительной фитбол-гимнастики, классических оздоровительных методик и общефизической подготовки.
В программу входят профилактические и оздоровительные методики (специально подобранные физические упражнения, элементы точечного массажа, приемы само- массажа, подошвенная рефлексотерапия, упражнения для релаксации, игровые упражнения т.д.), направленные на предотвращение функциональных нарушений со стороны органов и систем организма, профилактику утомления и нервно-психического перенапряжения. Даются рекомендации родителям по оздоровлению детей в домашних условиях (самостоятельные занятия оздоровительной гимнастикой, закаливание, фито- и витамино- профилактика и т.д.).
Выбор методики проведения занятия, определение его формы, структуры и содержания зависит от особенностей возрастного развития детей, становления их двигательной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы.
Преимущественно детские физкультурно-оздоровительные программы носят комплексный характер и содержат упражнения, направленные на развитие физических качеств и освоение новых двигательных действий.
Методика построения оздоровительной тренировки для детей (фитнес-тренировки) отличается от традиционной методики подготовки юных спортсменов, так и от занятий физической культуры.
В основе ее лежат принципы построения тренировки в оздоровительном или физическом фитнесе, которые предполагает снижение риска возникновения заболеваний, повышение общей физической и интеллектуальной работоспособности, правильный режим питания, навыки безопасного поведения, создание благоприятных условий окружающей среды во время занятий и т.п.
Большое значение в детском фитнесе имеет игровая направленность занятий. Игры и игровые задания можно использовать в различных частях занятия. В разминке целесообразно проводить игры на внимание, постановку правильного дыхания. В основной части занятия они могут быть направлены на совершенствование или закрепление уже освоенных двигательных умений и навыков, в заключительной – на релаксацию и восстановление. Особой популярностью у дошкольников пользуются занятия, построенные по единому игровому сюжету в рамках одного или нескольких занятий.
Цель детского фитнеса – на основе комплексного использования факторов физического воспитания, заложить фундамент гармоничного физического развития и всестороннего совершенствования физических способностей ребенка в единстве с воспитанием его духовных и нравственных качеств.
Для достижения этой цели, в процессе занятий детским фитнесом, решаются три основные группы задач:
Задачи 1 года обучения:
1. Образовательная
- знакомить с элементарными знаниями по физическому воспитанию;
заботиться о формировании осанки детей, укреплении мыщц стоп, а также мышц кистей и пальцев рук.
2. Развивающая:
способствовать развитию мелкой моторики, правильного дыхания;
способствовать развитию координированности движений, их экономичности и ритмичности.
Воспитательная:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- воспитывать морально-волевые качества;
- развивать познавательный интерес и расширять кругозор.
Оздоровительная:
- охрана и укрепление здоровья детей;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни
- снижение заболеваемости.
Задачи 2 года обучения:
1. Образовательная
- анализировать и оценивать последовательность и качество своих
действий;
- закреплять приобретенные детьми ранее двигательные навыки
и умения;
продолжать формировать навык правильной осанки;
ортопедических мячах.
2. Развивающая:
развивать и совершенствовать основные физические качества, двигательные умения и навыки;

Воспитательная:

Оздоровительная:

- снижение заболеваемости.
Задачи 3 года обучения:
1. Образовательная
- обучить необходимым знаниям по физическому воспитанию;
- формировать жизненно необходимые умения и навыки;
- ознакомить с правилами самоконтроля своего состояния здоровья на
занятиях и дома;
сформировать навык правильной осанки;
обучить навыкам диафрагмально-релаксационного дыхания;
изучить комплексы ОРУ, упражнений на тренажерах и больших
ортопедических мячах.
2. Развивающая:
развивать и совершенствовать основные физические качества, двигательные умения и навыки;
способствовать развитию мелкой моторики, правильной речи, дикции, правильного дыхания;
развивать интерес к физической культуре и спорту.
Воспитательная:
- воспитывать физические качества;
- воспитывать морально-волевые качества.
Оздоровительная:
- повышение функционального уровня органов и систем
организма путем оптимальных физических нагрузок;
- осуществление коррекции имеющихся функциональных
нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, нервной,
сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем
организма;
- повышение физической и умственной работоспособности;
- снижение заболеваемости.
При организации програмы детского фитнеса, в основном, используется следующее деление на группы:
1,5 – 3 года (малыши);
3 - 5 лет (младшие дошкольники)
5 – 6/7 лет (дошкольники);
Срок реализации программы: 3 года.
Формы организации занятий: групповые, по подгруппам, индивидуальные. Занятия могут быть теоретическими, практическими, комбинированными. Комбинированная форма занятий используется чаще всего. Она включает в себя теоретическую часть (беседа, инструктаж, просмотр иллюстраций) и практическую часть (освоение приемов, отработка навыков, тренировка, игры, эстафеты, самостоятельная работа).
Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность занятия – один академический час. Общая продолжительность -72 часа за учебный год. Продолжительность занятии для детей 1,5 - 3 - 20 минут, 3 - 5 - 25 минут, 5-7 - 30 минут.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности.
Воспитанники 1 года обучения будут знать:
Элементарные знания по физическому воспитанию;
2. Способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений, соблюдения режима дня, гигиенических навыков.
3. Элементарные упражнения направленные на улучшение состояния опорно-двигательного аппарата (осанки и стоп),
Воспитанники 2 года обучения будут знать:
1. Способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений, соблюдения режима дня, гигиенических навыков, закаливания.
2. Комплексы упражнений направленные на улучшение состояния опорно-двигательного аппарата (осанки и стоп), зрительного анализатора, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.
3. Правила здорового образа жизни, ответственность личности за свое здоровье.
Воспитанники 3 года обучения будут знать;
Необходимые знания по физическому воспитанию;
Правила самоконтроля своего состояния здоровья на занятиях и дома;
навыки диафрагмально-релаксационного дыхания;
комплексы ОРУ, упражнений на тренажерах и больших ортопедических мячах.
Воспитанники 1 года будут уметь:
Применять элементарные знания по физическому воспитанию;
2. Использовать способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений, соблюдения режима дня, гигиенических навыков.
3. Использовать элементарные упражнения направленные на улучшение состояния опорно-двигательного аппарата (осанки и стоп),
Воспитанники 2 года будут уметь:
1. Применять средства, способствующие повышению уровня физического развития и степени его гармоничности, приемы формирования морально-волевых качеств.
2. Использовать приемы, снижающие утомляемость, гипервозбудимость, повышающие психические функции (память, внимание, мышление, наблюдательность, воображение).
3. Применять методики оздоровительного характера для укрепления своего здоровья.
Воспитанники 3года будут уметь:
Применять необходимые знания по физическому воспитанию;
Использовать правила самоконтроля своего состояния здоровья на занятиях и дома;
Использовать навыки диафрагмально-релаксационного дыхания;
Применять комплексы ОРУ, упражнений на тренажерах и больших ортопедических мячах.
Результативность освоения учащимися программы осуществляется через использование различных способов проверки:
текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
взаимоконтроль;
самоконтроль.
итоговый контроль умений и навыков.
анализ медицинских карт воспитанников (количество острых заболеваний в год, показатели физического развития, плечевого индекса, группа здоровья, физкультурная группа), контрольные упражнения и тесты, журналы (успеваемость, пропуски занятий по болезни).
Формы подведения итогов реализации программы:
Итоги реализации программы подводятся по окончании каждой
пройденной темы в виде бесед, выполнении контрольных упражнений, тестов, антропометрических измерений, осмотра осанки и стоп, сравнительного анализа данных контрольного осмотра и тестов, викторин, праздников здоровья.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п ТЕМА ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
1 Вводное занятие
0,5 0,5
2 “Пальчиковая гимнастика”. “Суставная гимнастика” 0,5 2
3 Слушание музыки
0,5 2
4 Осанка
2 10
5 Базовые шаги аэробики
2 10
6 Стретчинг
2 10
7 Учимся расслабляться
1 8
8 Профилактика плоскостопия
2 10
9 Подвижные игры
1 8
10 Итоговое занятие
0,5 0,5
Всего:
12 60

Итого: теория 12 часов; практика 60 часов
Всего 72 часа.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п ТЕМА ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
1 Вводное занятие
0,5 0,5
2 Осанка
2 8
3 Профилактика плоскостопия
1 5
4 Аэробика
1 8
5 Танцевальная аэробика
1 10
6 Акробатика
1 8
7 Шейпинг
1 8
8 Стретчинг
2 8
9 Подвижные игры
1 5
10 Итоговое занятие
0,5 0,5
Всего:
11 61


Всего 72 часа.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п ТЕМА ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
1 Вводное занятие
0,5 0,5
2 Осанка
2 8
3 Профилактика плоскостопия
1 5
4 Аэробика
1 8
5 Танцевальная аэробика
1 10
6 Шейпинг
1 8
7 Стретчинг
1 8
8 Учимся расслабляться
2 8
9 Подвижные игры
1 5
10 Итоговое занятие
0,5 0,5
Всего:
11 61

Итого: теория 11 часов; практика 61 часов
Всего 72 часа.

Тема №1: “Вводное занятие” (1 час).

Тема №2 “Пальчиковая гимнастика”. “Суставная гимнастика”
Беседа: Мелкая моторика, наш ум на кончиках пальцев.
Практическая работа: упражнения на развитие мелкой моторики. БАТ на кистях, массаж. Массаж пальцев. Пальчиковый театр Гимнастика для суставов. Подвижные игры “День – ночь”, “Делай как я”.

Тема № 3 Слушание музыки (2,5 часа)
Теория: Беседа: «Красивую музыку приятно слушать»
Практика: В процессе слушания музыки дети узнают, какие чувства передает музыка, о чем и как она рассказывает.

Тема №4: “Осанка” (12 часов).
Теория: Беседы “Красивая осанка”.
Практическая работа: Разминка. Комплексы упражнений для всех групп мышц. Комплексы упражнений по формированию навыка правильной осанки. Подвижные игры: “Ракета”.

Тема № 5 Базовые шаги аэробики (12 часов)
Теория: “Физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота”.
Практическая работа: Разные виды ходьбы, бега и прыжков; прыжки с разным положение рук; разминочные упражнения, упражнения в равновесии.

Тема №6 Стретчинг (12 часов)
Теория: Техника безопасности.
Практическая работа: Комплексы упражнений на растяжку. Игры средней подвижности.

Тема № 7 Учимся расляблятся (9 часов)
Теория: Беседа Типы дыхания. Правила дыхания при выполнении упражнений, ходьбе, беге, прыжках.
Практическая работа: Комплексы дыхательной гимнастики. Специальные дыхательные упражнения при бронхо - легочных заболеваниях.

Тема №8: Профилактика плоскостопия (12 часов).
Теория: Беседа “О профилактике плоскостопия”.
Практическая работа: Разминка. Комплексы упражнений, укрепляющих стопу и мышцы ног. Ходьба по массажной дорожке. Игры: “Великаны, карлики”, “Ель, елка, елочка” и др.


Теория: подвижные игры, Объяснение правил игры.
Практика: «Карусель», «Волк и заяц», «Мышеловка», «Птичка в гнездышке», «Гуси - лебеди», «Совушка - сова» и другие.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 года обучения
Теория: Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале. Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ними. Спортивная форма. Гигиенические требования. Знакомство с программой. Антропометрия (определение плечевого индекса), осмотр осанки и стоп.


Теория: Беседы “Красивая осанка”. “Профилактика нарушений осанки”.


Практическая работа: Разминка. Комплексы упражнений, укрепляющих стопу и мышцы ног. Массаж стоп массажными мячами, ходьба по массажной дорожке. Игры: “Мышеловка”, “Пустое место” и др.

Тема №4: Аэробика (4 часа).
Теория: Беседы “О пользе аэробики”. Виды аэробики.
Практическая работа: Разные виды ходьбы, бега и прыжков; прыжки через скакалку, прыжки с разным положением рук, упражнения на степ досках.


Теория: Беседа «Что такое танцевальная аэробика»:
Практика: Разучивание отдельных танцевальных упражнений и целых танцевальных комплексов.

“Тема 6.Акробатика
Теория: Беседа: «Мы циркачи»
Практическая работа: Комплексы упражнений с элементами акробатики. Разучивание подводящих упражнений. Подвижные игры, эстафеты.

Тема №7 Шейпинг
Теория: Беседы. «Что такое шейпинг», Виды шейпинга.
Практика: Разминка, комплексы упражнений на развитие основных двигательных качеств. Подвижные игры “Салочки”, “Третий лишний”. Упражнения направленные на коррекцию фигуры и осанки. Упражнения на отдельные мышечные группы.

Тема №8 Стретчинг,
Практика: Упражнения, направленные на развитие и поддержание гибкости и подвижности суставов, упражнение на расслабления:

Тема № 9 Подвижные игры (9 часов)
Практика: «У медведя во бору», «найди свой домик», «щиплем перья», «воздушная кукуруза», «построим мосты», «воробушки и кот» и другие.

Тема № 10 Итоговое занятие (1 час)
Занятия по исследованию результативности. Подведение итогов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 года обучения
Тема №1: “Вводное занятие” (2 часа).
Теория: Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале. Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ними. Спортивная форма. Гигиенические требования. Знакомство с программой. Антропометрия (определение плечевого индекса), осмотр осанки и стоп. Способы самоконтроля за своим состоянием.

Тема №2: “Осанка” (12 часов).
Теория: Беседы “Красивая осанка”. Беседа “Позвоночник – ключ к здоровью”. “Профилактика нарушений осанки”.
Практическая работа: Разминка. Комплексы упражнений для всех групп мышц. Дорожка здоровья. Комплексы упражнений по формированию навыка правильной осанки. Подвижные игры: по возрасту.

Тема №3: “Профилактика Плоскостопия” (6 часов).
Теория: Беседа “О профилактике плоскостопия”. БАТ на стопе.
Практическая работа: Разминка. Комплексы упражнений, укрепляющих стопу и мышцы ног. Массаж стоп массажными мячами, ходьба по массажной дорожке. Игры: “зайцы в огороде”, “Ловкие ножки” и др.

Тема №4: Аэробика (4 часа).
Теория: Беседы “Влияние занятий фитнесом на телосложения”.
Практическая работа: Разные виды ходьбы, бега и прыжков; разминочные упражнения, упражнения на общую выносливость, на силовую выносливость, на развитие гибкости.

Тема №5:Танцевальная аэробика
Теория: Беседа «стили танцевальной аэробики»
Практика: Разучивание и демонстрация танцевальных комплексов.

Тема 6.Акробатика
Теория: Беседа: Техника безопасности при работе со спортивным оборудованием в целях предупреждения травматизма.
Практическая работа: Комплексы упражнений с элементами акробатики. Совершенствование техники знакомых упражнений и разучивание новых упражнений. Подвижные игры, эстафеты.

Тема №7 Шейпинг“, Фитбол-гимнастика”
Теория: техника безопасности. Правила поведения на мячах. Знакомство со свойствами мяча. Правильная посадка на мяче. Правила выбора мяча.
Практическая работа: комплексы упражнений на мячах для всех групп мышц из разных исходных положений. Упражнения в парах. Упражнения на равновесие, координацию движений. Балансировка на мяче. Упражнения на расслабление. Игры: “Догони мяч”, “Грузим арбузы”, “Везем арбузы”, “Паровозик”, “Гусеница”, “Прокати мяч”.

Тема №8 Стретчинг, пилатес, калланетика.
Теория: Беседы. «Развиваем гибкость»
Практика: Упражнения на гибкость, растяжку, подвижность суставов. Упражнения на расслабление.
Тема № 9 Подвижные игры (9 часов)
Теория: подвижные игры, подвижно-дидактические игры. Объяснение правил игры.
Практика: «Летающие тарелки», «Повторяй за мной»,», «Угадай, чей голос», «Мы- веселые ребята», и другие.

Тема № 10 Итоговое занятие (1 час)
Занятия по исследованию результативности. Подведение итого
Методическое обеспечение программы:

1. Рекомендации и методические указания по проведению бесед, игр, теоретических и практических занятий, разработанные в соответствии с основными принципами педагогики, с учетом физиологических особенностей, физического развития и состояния здоровья учащихся данного возраста.
2. Литература и наглядные пособия (плакаты, схемы, карточки с комплексами упражнений, альбомы, фотографии).

Техническое оснащение занятий:

1. Занятия проводятся в просторном, светлом зале, желательно с ковровым покрытием, оснащенным спортивным оборудованием и инвентарем, тренажерами ТИСа.

2. Для занятий необходим магнитофон и аудио кассеты или диски с записью музыкальных произведений.

Список литературы использованной при составлении программы и адресованной педагогам:


2. Евдокимова Т.А., Клубкова Е.Ю., Дидур М.Д. Фитбол-гимнастика в оздоровлении организма. Методическое руководство для специалистов ЛФК и фитнес-центров. СПб, 2000 г.
3. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб: Детство-пресс, 2000 г.
4. Иванов М.С. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте. М., 1975 г.
5. Красикова И.С. Плоскостопие у детей. Профилактика и лечение. Корона принт, СПб, 2003 г.
6. Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции. М.: ООО “Издательство Гном и Д”, 2000 г.
7. Лаптев А.К. Тайна пирамиды здоровья. СПб: РЕТРОС, 1998 г.
8. Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей осанки. М.: Сов.Спорт, 2002 г.
9. Обухова Л.А, Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 1999 г.
10. Онучин Н.А. Дыхательная гимнастика для детей. М., СПб: АСТ, Сова, 2005 г.
11. Останко Л.В. Сто веселых упражнений для детей. СПб: Корона принт, 2005 г.
12. Потанчук А.А., Спирина И.Ю. Осанка детей. СПб: Комета, 1994г.
13. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. СПб, 1997 г.
14. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 2002г.
15. Соколов П.П. Физкультура против недуга. Гипотонию можно одолеть. М.: Сов. Спорт, 1989 г.
16. Смирнов И. Восстановление и профилактика зрения у детей и взрослых. М.: Центрполиграф, 2004 г.
17. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: Аркти, 2003 г.
18. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль: Академия Развития, 2003г.
19. Трищак Е. Энциклопедия массажа от А до Я. М.: Ринол, 2003 г.
20. Тюрин А. Самомассаж. СПб: Питер, 1997 г.
21. Энциклопедический справочник. Здоровье детей. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004 г.

Список литературы рекомендованной детям и родителям в помощь освоения программы:
1. Белякова Т.Н. Стань сильным, ловким и выносливым.
2. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб: Детство-пресс, 2000 г.
3. Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции. М.: ООО “Издательство Гном и Д”, 2000 г.
4. Лаптев А.К. Тайна пирамиды здоровья. СПб: РЕТРОС, 1998 г.
5. Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей осанки. М.: Сов.Спорт, 2002 г.
6. Обухова Л.А, Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 1999 г.
7. Останко Л.В. Сто веселых упражнений для детей. СПб: Корона принт, 2005 г.
8. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 2002 г.
9. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль: Академия Развития, 2003 г.

ПРИНЯТА Педсовет ГБДОУ № 1 Протокол № ___ от _____2014 года УТВЕРЖДЕНА Заведующий ГБДОУ № 1 ___________ О.Г. Коданева Приказ № ____ от _____2014 года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по оказанию дополнительных платных образовательных услуг Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детского сада № 1 комбинированного вида Невского района Санкт - Петербурга На 2014 -2015 учебный год «Детский фитнес» («Бэби фитнес») 2014 год Содержание: Целевой раздел: Пояснительная записка Цель программы Задачи программы Планируемые результаты освоения программы Содержательный раздел: Содержание работы Формы работы Тематический план Организационный раздел: Список литературы 3 3 4 4 5 6 6 7 8 9 10 2 Целевой раздел: 1.Пояснительная записка Детский фитнес - это система мероприятий, направленных на поддержание и укрепление здоровья ребенка. До 6 лет у ребенка складывается стереотип поведения, режима. В этом возрасте он легко ко всему привыкает. К тому, что нужно быть здоровым, крепким, и для этого заниматься спортом. На фитнес-занятиях дети получают регулярную нагрузку, учатся общаться со сверстниками. Уроки детского фитнеса проходят в наиболее подходящей для детей форме - игре. При этом они учатся взаимодействовать по правилам, а также думать, зачем в данный момент делают то или иное движение. Постепенно малыши знакомятся со своим телом, узнают на что способны их руки, ноги, спина. Как правило, дети сами задают ритм и тематику каждого занятия своим поведением. Однако существует необходимый тренинг - минимум на каждом занятии: упражнения против сколиоза, плоскостопия и на развитие координации движения. Занятия фитнесом оказывают всестороннее влияние на организм ребенка, и это влияние наиболее значимо для растущего и развивающегося организма. Развитие движений оказывает значительное влияние на становление соответствующих структур мозга. Занятия фитнесом в детском возрасте выступает как необходимое условие формирования основных структур и функций организма. Движения в дошкольном возрасте - это один из постнатальных стимулов развития структур и функций организма и развития резервных механизмов физиологических систем, обеспечивающих надежность их функционирования в различных условиях жизни. В тренированном организме повышается сопротивляемость к негативному влиянию окружающей среды. 3 2. Цель программы Основной целью программы является всестороннее развитие личности ребенка средствами гимнастики. Освоение упражнений программы поможет естественному развитию организма ребенка, создаст необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой у детей. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. 3. Задачи программы Укрепление здоровья: - способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата - способствовать развитию функциональных возможностей организма (дыхательной, сердечно - сосудистой и нервной систем). Развитие психомоторных способностей детей: - развивать мышечную силу, гибкость, скорость, координацию, равновесие. - формировать навыки танцевальных движений. - содействовать развитию музыкального слуха, памяти, внимания. - поддерживать интерес к двигательной активности. - обучать жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам. Развитие творческих способностей детей: - развитие мышление - развивать познавательную активность - формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку. 4 4. Планируемые результаты освоения программы: - приобретение умения ориентироваться в понятиях «фитнес», «здоровый образ жизни»; - улучшение общей физической подготовки; - укрепление здоровья. Предусмотрено проведение диагностики дополнительной образовательной: - начальная диагностика (октябрь); - итоговая диагностика (май). Цель диагностики: Выявление уровня развития ребенка и динамики его развития в процессе освоения дополнительной платной образовательной услуги. 5 Содержательный раздел: 1.Содержание работы: Детский фитнес включает в себя следующие виды занятий по направлениям: 1. Фитбол - гимнастика 2. Бэби - дэнс 3. Топ - Топ Фитбол - гимнастика - это занятия на больших упругих мячах. Задачи занятия: 1. Развитие двигательных качеств. 2. Развитие и совершенствование координации движений и равновесия. 3. Укрепление мышечного корсета, создание правильной осанки. 4. улучшение функционирования сердечно- сосудистой и дыхательной систем. Бэби - дэнс. Цель занятия: укрепление здоровья, гармоничное развитие личности ребенка. 6 Задачи занятия: 1. Обучение ритмичным движениям в соответствии с характером музыки. 2. Содействие творческому развитию ребенка (свободные пляски) 3. Закрепление приобретенных двигательных навыков. Топ - Топ Цель занятия: укрепление здоровья, профилактика плоскостопия, укрепление мышц свода стопы. 2. Формы работы: Основной формой работы являются групповые занятия: По данной программе проводится 4 занятий в месяц, 32 занятия в год. Длительность занятий в младшей группе 15-20 мин, в средней группе 20-25 мин, в старшей - подготовительной 25-30 мин. Количество детей в группе составляет не более 15 человек. Возраст занимающихся от 3 до 7 лет. Занятия проводятся в спортивном зале. Основное необходимое оборудование для занятий: фитбольные мячи, гимнастические палочки, ребристые дорожки, массажные мячи, кочки; обручи, step-платформы, тонкий канат, малые мячи и д.р. Для занятий необходимо использование музыкального центра. На занятиях используются музыкальные диски: Детские песенки, Музыка с мамой, На зарядку становись. Структура занятия: Все занятия состоят из трех частей: подготовительной (ОРУ),основной, заключительной. 7 3. Тематический план по дополнительной образовательной услуге «Детский фитнес» на 2014-2015 учебный год. 1. Теоретический курс обучения: 1. Вводное занятие. Знакомство с понятием фитнеса. 2. Практический курс обучения: 1. Вводное занятие. Знакомство с детьми: «Покажи, что ты умеешь?» 2. Аэробика: *сказочная2 занятия *спортивная 3. Гимнастика * спортивная * дыхательная 4. Занятия с фитболом10 5. Степ 1 занятие 2 2 2 5 занятий 7. Хореография *танцевальная4 занятия *спортивная4 занятия 8. Разминка, заминка на каждом занятии в течение учебного года Итого: 32 часа 8 Организационный раздел: 1.Адресность услуги: дополнительной платной образовательной Программа адресована детям от 3-х до 7-ми лет. 2. Условия набора: Группы формируются по возрасту Для занятий необходима спортивная форма и кеды на резиновой подошве. 3.Сроки реализации дополнительной платной образовательной услуги: Октябрь 2014 - Май 2015 9 4. Список литературы: Анисимов О.Скрестим пальцы/Айболит, 2001г. №2. Г.И. Погадаев, “ Настольная книга учителя физической культуры” -М.: Физкультура и спорт, 2000-496с. Потапчук А.А. "Лечебные игры и упражнения для детей". С.-П. 2007. М.А. Рунова, “Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей”.- М.: Мозаика- Синтез, 2000-256с. Т.А.Тарасова, “ Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ” - М.: ТЦ Сфера, 2005-175с. Утробина К.К. Занимательная физкультура для дошкольников/М.ГНОМ и Д, 2003г. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. "Фитнес-данс". С.-П. 2007. Шилкова И.К., Большев А.С."Здоровьеформирующее физическое развитие". М. 2001. Н.А. Фомина -методические рекомендации к программе по ф/в дошкольников «Детский сад-2100», интернет ресурсы. Шилкова И.К., Большев А.С."Здоровьеформирующее физическое развитие". М. 2001. Шебеко В.Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - Мн., 1998. 10 11

Кузнецова Надежда Серафимовна
Рабочая программа «Детский фитнес» для детей 5–7 лет

I. Целевой раздел.

1. 1 Пояснительная записка.

Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности инструктора по ФВ. Программа «Детский фитнес » (далее – Программа ) разработана в соответствии :

Со статьей 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года,

СанПиН от 29.12.12 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России, регистрационный номер 2.4.1.3049-13;

Федеральными государственными образовательными стандартами от 28.08.2013

- Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство » / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина. СПб.: Детство - Пресс , 2005;

Физкультурные занятия Детским фитнесом для детей 5-7 лет . / Е. В. Сулим - М.: ТЦ Сфера, 2015

Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образова-тельных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста ин-структор создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответ-ствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система (модель) представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Составляющими этих условия являются :

Организационные условия;

Технологические условия (принципы, методы, приемы) ;

Материально-технические условия (развивающая среда) ;

Социо-культурные условия (взаимодействие с родителями, социальными партнерами различных социо-культурных институтов);

Контрольно-диагностические условия.

Актуальность выбранной программы .

В дошкольном возрасте связь между физическим и психическим развитием более тесная и крепкая, чем в дальнейшие периоды жизни. Фитнес является важнейшей составляющей образа жизни и поведения детей . Формирующее влияние разнообразных средств фитнеса на совершенствование систем и развития функций растущего организма в наибольшей степени проявляется в дошкольном возрасте. Оптимальный режим занятий детским фитнесом , способствующий эффективному развитию двигательных функций дошкольников, следует рассматривать с количественной и качественной сторон. Количественные характеристики : объем движений, выполняемый детьми в определенный календарный период, место занятий фитнесом в режиме дня дошкольника. Качественные характеристики : содержание двигательной активности, уровень сопротивляемости организма к негативному влиянию окружающей среды. Низкий двигательный уровень вызывает отклонение в физическом развитии детей , и они часто приобретают избыточную массу тела, становятся инертными, как следствие, часто болеют.

Основной целью программы является содействие всестороннему развитию личности ребенка, повышение уровня его физической подготовленности, развитие двигательных способностей, приобщение к систематическим занятиям физической культурой через знакомство с многообразием современных направлений фитнес технологий и интерес к здоровому образу жизни.

Реализация цели данной программы соотносится с решением поставленных задач :

1. Оздоровительные :

Содействовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата.

Гармонично развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, быстроту.

Содействовать развитию координационных способностей, функции равновесия, вестибулярной устойчивости.

Формировать и закреплять навык правильной осанки.

Содействовать профилактике плоскостопия.

Содействовать развитию и функциональному совершенствованию сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма.

Способствовать повышению физической работоспособности занимающихся .

Способствовать профилактике различных заболеваний.

2. Образовательные :

Сформировать у занимающихся знания и общие представления о физической культуре, понятии ЗОЖ, современных направлениях детского фитнеса , о современных Олимпийских играх, об истории развития чирлидинга в России, правилах техники безопасности на занятиях фитнесом .

Формировать знания, умения и навыки, необходимые для обеспечения жизнедеятельности в разнообразных условиях жизни, обогащать двигательный опыт.

Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.

Формировать навыки выразительности, пластичности танцевальных движений.

Прививать навыки личной и общественной гигиены (самообслуживание, соблюдение чистоты) .

3. Воспитательные :

Воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях.

Содействовать формированию коммуникативных умений (лидерства, инициативы, чувства товарищества, взаимопомощи) .

Способствовать развитию воображения, мышления, познавательной активности.

Воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели.

Расширять кругозор в области физической культуры, способствовать развитию интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями.

Процесс занятий в фитнесе подчинен общим закономерностям, которые одинаково важны для решения задач оздоровления, обучения, развития и воспитания личности.

Возраст детей , участвующих в реализации данной программы , от 5 до 7 лет. Количество возрастных групп может быть различным и зависит от спроса на предлагаемую услугу. Наполняемость группы от 10 до 15 человек. Программа рассчитана на один учебный год с сентября по май включительно.

1.2 Планируемые результаты освоения Программы .

Реализация в полном объеме задач Программы позволяет ожидать следующие результаты :

высокий уровень развития основных физических качеств;

развитие музыкально-ритмических способностей;

снижение заболеваемости.

Способами их определения являются :

фитнес-тестирование (проводится 2 раза в год : в начале года - первичное, в конце учебного года – итоговое);

мониторинг заболеваемости (раз в полгода) ;

наблюдение; анализ полученных данных;

беседа с родителями;

отслеживание дальнейшей спортивной деятельности выпускников (сек-ции, кружки) .

Формой подведения итогов реализации Программы является открытое занятия для родителей воспитанников, фотоотчет.

Направление «Физическое развитие»

детей :

Осуществлять под руководством медицинского персонала комплекс закаливающих процедур с использованием различных природных факторов (воздух, солнце и вода) ;

Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 8 – 10 минут (Физическая культура) ;

(Физическая культура) ;

Приучать детей самостоятельно организовывать подвижные спортивные игры, выполнять спортивные упражнения на пргулке, используя имеющееся физкультурное оборудование (Физическая культура) ;

навыков :

(Социализация) ;

пищи (Социализация) ;

;

(Социализация) ;

жизни :

Расширять представление об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Обращать внимание детей на особенности их орга-низма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины – у меня аллергия» ) ;

Показывать зависимость здоровья человека от правильного питания (Социализация, Физическая культура, Познание) ;

Дать представление о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения) . Воспитывать сочувствие к болеющим. Учить характеризовать свое самочувствие (Социализация, Познание) ;

Познакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения (Познание) ;

Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке (Безопасность) .

По сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей :

Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Формировать интерес и любовь к спорту (Социализация, Познание) ;

Во время занятий, требующих высокой умственной нагрузки, и в промежутках между занятиями проводить физкультминутки (Физическая культура) ;

Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня , используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения (Социализация, Познание) ;

Воспитание культурно-гигиенических навыков :

Продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом (Социализация) ;

Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи : пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, салфеткой, полоскать рот после еды (Социализация) ;

Приучать при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком (Безопасность, Социализация, Физическая культура, Познание) ;

Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места, опрятно заправлять постель (Социализация) ;

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни :

Продолжать знакомить детей с особенностями строения и функциями организма человека (Физическая культура) ;

Расширять представления о рациональном питании (объем пищи, последова-тельность её приема, разнообразие в питании, питьевой режим) (Физическая культура) ;

Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека. Учить использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем. Учить активному отдыху (Физическая культура) ;

Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на Физическая культура (Физическая культура, Познание) ;

По развитию физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта

Формировать потребность в ежедневной двигательной активности (Здоровье) ;

Закреплять умение быстро перестраиваться на месте и во время движения, рав-няться в колонне, шеренге, круге, выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе (Социализация) ;

Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве (Здоровье, Познание) ;

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании

Закреплять умение придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности. Закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры (Здоровье, Познание) ;

Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол) (Здоровье, Познание) ;

2.2. Перспективное планирование

2.3 Взаимодействие с семьями воспитанников.

Образовательная область «Здоровье»

Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка.

Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения) . Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др., наносящих непоправимый вред здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.

Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду . Разъяснять важность посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление дошкольников. Совместно с родителями и при участии медико-психологической службы детского сада создавать индивидуальные программы оздоровления детей и поддерживать семью в их реализации.

Образовательная область «Физическая культура»

Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей» , на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.

Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес , совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес ; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т. д.) ; совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

III.Организационный раздел.

3.1 Особенности традиционных мероприятий ДОУ.

Характеристика форм занятий, используемых в программе

Форма проведения занятия с детьми

1. Танцы-игры (зверобика) Данная форма занятия способствует повышению эмоционального фона детей , развития внимания и воображения Она предполагает использование свободных движений, выполняемые под музыкальное сопровождение.

2. Спортивные танцы Данная форма занятий формирует и развивает двигательные навыки детей . Предполагает использование различных предметов : мячей, скакалок султанчиков, помпонов, обручей, лент.

3. Фитбол-гимнастика Данная форма предполагает использование специальный мячей – фитболов. Фитбол- гимнастика всегда проходит на повышенном эмоциональном подъме детей , что является эффективным методом их мотивации. В ходе таких занятий решается целый комплекс задач : - развитие двигательных навыков; - обучение основным двигательным действиям; - развитие и совершенствование координации движений; - укрепление мышечного корсета; - улучшение функционирования сердечно- сосудистой и дыхательной систем; - нормализация работы нервной системы , - стимуляция нервно-психического развития; - улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов; - устранение венозного застоя; - улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы; - стимуляция развития анализаторных систем, развитие мелкой моторики и речи; - адаптация организма к физической нагрузке.

4. Ритмическая гимнастика с элементами аэробики Общедоступный, высокоэффективный, эмоциональный вид оздоровительной гимнастики. Занятия ритмической гимнастикой привлекают не только своей доступностью, но и возможностью изменять содержание в зависимости от возраста, интересов, состояния здоровья и уровня двигательной подготовленности благодаря большому арсеналу средств и методов. В ритмической гимнастике применяются несколько групп упражнений : строевые, упражнения для согласования движений с музыкой, общеразвивающие, танцевальные, упражнения художественной гимнастики и оздоровительных видов гимнастики, а также базовые и основные шаги аэробики.

5. Стретчинг Стрэйтчинг направлен на активизацию защитных сил организма, развитие пластичности, мышечной свободы, ритмичности, слухового внимания и памяти, т. е. творческих и оздоровительных возможностей организма, на снижение эмоционально-психического напряжения. Стретчинг включает в себя динамические и статические нагрузки в игровой форме. Именно игра поддерживает живой интерес к занятию. Упражнения игрового стретчинга носят имитационный характер. К 5-ти годам у ребенка формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с большей эффективностью выполнить имитационные движения. Комплексы упражнений игрового стретчинга проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. Широко используется метод аналогии с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация, метод театрализации,

6. Игровой самомассаж, массаж в парах Данная форма занятий способствуют формированию у ребнка сознательного стремления к здоровью.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ .

Программа по детскому фитнесу предполагает групповую форму организации деятельности, при необходимости группа может разбиваться на подгруппы. Организованную деятельность по дополнительному образованию проводится в спортивном зале и отвечает всем гигиеническим требованиям. Основной формой проведения является организованная деятельность. В структуру любой организованной деятельности по физической культуре входят три части : подготовительная, основная и заключительная.

В подготовительной части осуществляется начальная организация занимаю-щихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Решаются задачи функциональной подготовки организма детей к предстоящей работе в основной части деятельности. Это достигается с помощью строевых упражнений, специальных упражнений для согласования движений и музыки, различных видов ходьбы и бега, музыкальных игр, общеразвивающих упражнений и других средств, отвечающих задачам этой части урока. В процессе выполнения различных упражнений могут решаться и частные лечебно-профилактические задачи. Подготовительная часть, в зависимости от поставленных задач, занимает 4-5 минут от общего времени.

Основная часть занимает большую часть времени и длится 15-20 минут. В ней решаются задачи общей и специальной направленности средствами танца, разучиваются специальные коррекционные упражнения, совершенствуется техника и стиль их выполнения, отрабатывается согласованность движений с музыкой. В работе могут быть использованы как комплексы общеразвивающих упражнений определенной лечебной направленности, серии танцевальных упражнений, так и целые композиции, то есть группы упражнений, объединенные единым смысловым значением и решающие определенные задачи. Структура основной части может изменяться в зависимости от : - повторяемости упражнений, чередования их в различных исходных положениях (стоя, сидя, в упорах, лежа, - направленности (на коррекцию позвоночника, стопу, равновесие, координацию движений и др.) - отдельному воздействию на мышцы (рук, шеи, ног и т. д.) .

В заключительной части решаются задачи восстановления сил организма детей после физической нагрузки. Занимает она 5-7 минут. Нагрузка здесь должна значительно снижаться за счет уменьшения количества упражнений, их повторяемости, характера и двигательных действий. К таким упражнениям можно отнести спокойную ходьбу, упражнения в растягивании и расслаблении мышц, как отдельных звеньев тела, так и всего организма в положении стоя, сидя, лежа или в висах, элементы самомассажа тех мышц, на которые была направлена большая нагрузка, спокойные музыкальные игры или творческие задания, танцевальные движения малой интенсивности или импровизации

Приемы и методы организации образовательной деятельности по детскому фитнесу

Игровой метод (драматизация, театрализация, игроритмика, игрогимнастика, танец, музыкально- ритмическая гимнастика);

Метод сравнения - наглядная демонстрация образцов правильного и неправильного владения исполнительскими навыками;

Метод звуковых и пространственных ориентиров;

Метод наглядно-слухового показа;

Метод активной импровизации;

Метод коммуникативного соревнования;

Метод упражнения (многократные повторения музыкально- ритмических и танце-вальных движений).

Мониторинг освоения воспитанниками дополнительной развивающей программы «Детский фитнес »

Показатели :

1. Демонстрирует двигательные способности

2. Выполняет упражнения игрового сретчинга

3. Выполняет гимнастические и танцевальные комплексы программы

4. Выполняет дыхательную, глазную гимнастики, самомассаж, упражнения на релаксацию

5. Проявляет самостоятельность, творческую инициативу, умеет импровизировать

В процессе наблюдения за деятельностью детей делается вывод о достижении воспитанниками планируемых результатов (показателей) освоения программы :

3 балла – выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) взрослого

2 балла – выполняет самостоятельно, при напоминании взрослого

1 балл – выполняет отдельные движения (элементы) самостоятельно, основные – в совместной со взрослым деятельности

3.3 Организация предметно-пространственной среды.

Помещение : спортивный зал.

Материалы (оборудование) : мячи «фитболы» разного диаметра, гантели, мягкие модули, степ – платформы, помпоны, тренажеры, скакалки, обручи, массажеры, коврики, шиповидные мячи разных размеров; ребристые и колючие дорожки; ленточки; платочки; флажки; кегли; гимнастические палки; «дорожки здоровья» . Картотека комплексов упражнений общеразвивающего воздействия; картотека комплексов специального воздействия; аудиотека для музыкального сопровождения

Разминка в детском саду и физкультура в школе - это, конечно, хорошо, но недостаточно для формирования физически здорового ребенка. Мало кто из преподавателей уделяет разработке специальной программы особое внимание, пытаясь подстроить занятие под каждого ученика. Что касается спортивных секций, то они не всем подходят, так как имеют узкую возрастную вариацию и целевую направленность, принимают детей соответственного уровня физической подготовки.

Оптимальным вариантом является детский фитнес, об особенностях и преимуществах которого мы поговорим в данной статье.

Детский фитнес - это спортивные комплексные занятия, которые включают в себя аэробику, йогу, восточные единоборства, хореографию, плаванье, упражнения на осанку, со скакалкой, а также элементы гимнастики. Такой себе получается микс, нацеленный на общее развитие. Количество участников группы колеблется от 10 до 15 человек. Такая наполненность является оптимальной, и позволяет ребенку не только развивать гибкость, ловкость, укреплять организм, но и получать заряд положительных эмоций во время взаимодействия с другими детьми.

Группы формируются по возрасту и физическим возможностям. Существует такое деление по возрастным категориям:

  • от 3-х лет до 6-ти лет;
  • от 7-ми до 11-ти лет;
  • от 12-ти до 16-ти лет.

Длительность занятий для детей первой категории устанавливается в пределах 20-30 минут 2 раза в неделю. Ребята средней категории уже могут посещать фитнес-клуб 3 раза с продолжительностью «урока» в 30 минут. Старшей группе разрешено ходить на занятия 3 раза в неделю, заниматься по 40 минут в день и включать в тренировку тренажеры.

Почему фитнес именно для детей

Детям очень нужен фитнес по нескольким причинам:

  1. Отсутствие необходимости побеждать. Все находятся в равных условиях и поощряются одинаково. Победа не так ценится, как участие.
  2. Игровая форма занятий. Программа тренировок строится таким образом, чтобы дети хотели вернуться в стены фитнес-клуба, выполняли упражнения и получали от этого исключительно удовольствие.
  3. Возможность выбирать. Характер каждого ребенка индивидуален. Одним не придутся по душе танцы, другим - упражнения на повторение. Поэтому спортивные заведения дают возможность малышу выбрать направление и вид занятий, которые будут составлять его программу, предварительно дав ему ознакомиться с каждым из вариантов.
  4. Безопасность. Вероятность травмироваться во время тренировки сведена к нулю. Инструктор ведет за детьми постоянный контроль, а упражнения подбираются особо тщательно.
  5. Доступность. Двери фитнес-клуба или школы танцев, которые также проводят занятия по детскому фитнесу, открыты для всех деток от 3-х лет. И здесь не играет роль уровень физической подготовки, так как фитнес рассчитан на то, чтобы укрепить малышей.

Немного о тренировках

Все спортивные организации, которые предоставляют услуги по детскому фитнесу, выдают посетителям необходимое оборудование. В первые дни инструктор проводит ознакомление и полный инструктаж.

Для школьников, то есть детей от 6-ти лет, открываются новые возможности. В их программу тренировки включается новый инвентарь - детские тренажеры. В этом возрасте ребенок предрасположен к развитию гибкости, выносливости, скорости, силы и координации. Поэтому специальные тренажеры будут здесь наиболее уместны. Обучение работы с ними проводится в обязательном порядке.

Все занятия начинаются с разминки. На этом этапе с детьми проводят ходьбу на месте, бег, приседания. Далее в тренировку вносят разнообразие танцевальными упражнениями. Они нужны для развития у ребят ритмичности, музыкального слуха. В основном блоке идет упор на укрепление мышц ног, спины, пресса и рук.

Ограничения? К сожалению…

Хотя детский фитнес и призван укреплять организм ребенка, но наличие определенных патологий требует одобрения на посещение тренировок со стороны медработника. Так, в случае хронических заболеваний перед началом занятий необходимо проконсультироваться с лечащим врачом и тренером, разработать и согласовать программу тренировки, которая не ухудшит ситуацию, а будет способствовать выздоровлению. Например, астма предполагает ограничение в занятиях аэробикой. Проблемы с позвоночником усугубятся, если нагрузить ребенка силовыми упражнениями, зато плаванье и аэробика улучшат его состояние.

Детский фитнес - необходимая вещь в жизни детей. Другое дело, что отвести ребенка в фитнес-клуб не все семьи могут себе позволить. В таком случае целесообразно будет заниматься в домашних условиях.

Для этого достаточно проконсультироваться с педиатром и отыскать видеоуроки по выполнению ряда упражнений для детей с рекомендацией тренеров. Интернет-просторы наполнены обучающими обзорами на тематику детского фитнеса, поэтому обеспечить себя информацией не составит труда.

Польза детского фитнеса

Решение включить детский фитнес в жизнь ребенка отзовется исключительно положительными последствиями. Так, в результате тренировок:

  • появляется усидчивости детей на уроках в школе, ведь вся их накопившаяся энергия всецело высвобождается на тренировках;
  • развивается внимательность, координация;
  • появляется уверенность в себе и своих силах;
  • укрепляется мышечный корсет, развивается гибкость и подвижность, что позволяет избежать сколиоза и других проблем с опорно-двигательным аппаратом;
  • гарантирован крепкий иммунитет и здоровый сон.

И это только часть положительных факторов. Пользу фитнеса для ребенка сложно переоценить. Поэтому смело отдавайте свое чадо в руки опытного тренера и радуйтесь его успехам!

Разделы: Работа с дошкольниками

Срок реализации программы – 1 год (октябрь-май).

Пояснительная записка

Направленность и уровень программы.

Направленность - физкультурно-спортивная.

Уровень – ознакомительный.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Новизна – по степени влияния на детский организм все виды оздоровительной физической культуры (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклическог о характера.

В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные и подвижные игры. Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного аппарата.

Циклические упражнения – это такие двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание.

Традиционные формы физической культуры в дошкольном учреждении (с использованием ациклических упражнений) не способствуют существенному росту функциональных возможностей системы кровообращения и уровня физической работоспособности, а значит, не имеют решающего значения в качестве оздоровительных программ.

Ведущая роль в этом принадлежит циклическим упражнениям, обеспечивающим развитие аэробных возможностей и общей выносливости у детей.

Аэробика – это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счёт использования кислорода. К аэробным относятся только те циклические упражнения, в которых участвует не менее 2/3 мышечной массы. Для достижения положительного эффекта продолжительность выполнения аэробных упражнений должна быть не менее 20–30 мин. Именно для циклических упражнений, направленных на развитие общей выносливости, характерны важнейшие морфофункциональные изменения систем кровообращения и дыхания.

Новизна данной программы заключается в том, что наряду с традиционными формами упражнений, проводятся специальные упражнения по степ-аэробике, Оптимальное сочетание которых в ходе занятий позволяет решать не только задачи по физическому воспитанию но и развивать координацию движений и речь.

У детей, занимающихся оздоровительной аэробикой, повышаются адаптивные возможности организма, благодаря регулярной направленной двигательной активности, положительным эмоциям (музыкальное сопровождение, стимул научиться танцевать, сформировать красивую фигуру, быть здоровым, бодрым).

Занятия аэробикой доставляют детям большое удовольствие. Для того чтобы сделать их ещё более интересными и насыщенными, используются индивидуальные снаряды – степы.

Степ – это небольшая ступенька, приподнятая платформа, название которой произошло от английского слова “step”. Изобретена она была в Америке известным фитнес-инструктором Джином Миллером. С помощью степ-аэробики можно сформировать гармонично развитое тело, прямую осанку и выработать выразительные, плавные, точные движения. Но самый главный результат занятий степ-аэробикой – укрепление нервной, дыхательной, мышечной, сердечно-сосудистой систем, так как нормализуется артериальное давление, деятельность вестибулярного аппарата.

Плюсы использования степ-аэробики в работе с детьми:

  • Первый плюс – это огромный интерес ребятишек к занятиям степ-аэробикой, не иссякающий на протяжении всего учебного года.
  • Второй плюс – у детей формируется устойчивое равновесие, потому что они занимаются на уменьшенной площади опоры.
  • Третий плюс – это развитие у ребёнка уверенности, ориентировки в пространстве, общей выносливости, совершенствование точности движений.
  • Четвёртый плюс – воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы и др.
  • Пятый плюс – это повышение выносливости, а вслед за этим и сопротивляемость организма.

Но самое главное достоинство степ-аэробики – её оздоровительный эффект. Поэтому возникла необходимость создания программы физкультурно-спортивной направленности, которая дополняла бы программу по физическому воспитанию в ДОУ и способствовала оздоровлению детей.

Актуальность - в настоящее время проблема оздоровления детей дошкольного возраста имеет центральное место в современном обществе. Именно в этот период закладываются основы здоровья, правильного физического развития, формируются двигательные способности, интерес к занятиям любимым делом.

Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, активные и здоровые.

Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально физически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальных проблем нашего времени. Однако состояние здоровья детей сегодня далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость детей, посещающих детские дошкольные учреждения, продолжает оставаться высокой.

Педагогическая целесообразность – в многоаспектном выражении нормальное психофизическое развитие старшего дошкольника и последующее сохранение его здоровья зависят от уровня двигательной активности, потребность в которой для дошкольника является естественной. Потребность в движении, повышенная двигательная активность – наиболее важные биологические особенности детского организма.

Цели и задачи программы.

Цель: укрепление здоровья детей через повышение сопротивляемости организма.

I. Развивающие задачи

1. Содействовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата.

2. Гармонично развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, быстроту.

3. Содействовать развитию координационных способностей, функции равновесия, вестибулярной устойчивости.

4. Формировать и закреплять навык правильной осанки.

5. Содействовать профилактике плоскостопия.

6. Содействовать развитию и функциональному совершенствованию сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма.

7. Способствовать повышению физической работоспособности занимающихся.

8. Способствовать развитию воображения, мышления, познавательной активности.

9. Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.

II. Образовательные задачи

1. Обеспечить занимающихся знаниями о влиянии занятий детским фитнесом на организм, понятии здорового образа жизни, правилах техники безопасности на занятиях детским фитнесом, профилактике травматизма.

2. Формировать знания, умения и навыки, необходимые для обеспечения жизнидеятельности в разнообразных условиях жизни, обогащать двигательный опыт.

3. Формировать навыки выразительности, пластичности танцевальных движений.

4. Расширять кругозор в области физической культуры, способствовать развитию интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями.

III. Воспитательные задачи

1. Воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях.

2. Содействовать формированию коммуникативных умений (лидерства, инициативы, чувства товарищества, взаимопомощи).

3. Воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели.

4. Прививать навыки личной и общественной гигиены (самообслуживание, соблюдение чистоты).

Отличительные особенности данной программы от уже существующих

Отличается комплексом упражнений, рассчитанным для данной возрастной категории.

Степ-аэробика - это ритмичные подъемы и спуски со специальной платформы (степ-платформы) под танцевальную музыку. Это один из самых простых и эффективных стилей в аэробике.

"Step " в переводе с английского языка буквально означает “шаг ”.

Данная программа позволяет использовать степ- аэробику в системе фитнесс тренировки как ключевое звено для развития всех функциональных систем организма и сочетает в себе не только движения циклического характера с использованием степ – платформы но и силовую гимнастику на степ- доске. В программу включено множество упражнений на степ-платформе с предметом и без него, интересные спортивные игры разной подвижности, элементы художественной гимнастики, элементы акробатики, игровой стретчинг.

Возраст детей, обучающихся по данной программе.

Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Сроки реализации программы. Курс программы “Детский фитнес” рассчитан на 1 год (октябрь-май) Программа рассчитана на детей, не имеющих медицинских и иных противопоказания к двигательной активности.

Формы и режимы занятий. На занятиях детским фитнесом используется групповая форма работы с детьми (в группе не более 10-13 человек). Занятия проводятся 2 раза в неделю (общий объём – 64 занятия в год) продолжительностью 40 минут (30 мин. + 10 мин. физкультминутка).

Ожидаемые результаты и формы определения результативности.

Ожидаемые результаты:

Целенаправленная работа с использованием степ-платформ позволит достичь следующих результатов:

Сформированность навыков правильной осанки;

Сформированность правильное речевого дыхания.

Развитость двигательных способностей детей и физических качеств (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка).

Сформированность умений ритмически согласованно выполнять степ-шаги под музыку.

Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.

Воспитывать чувство уверенности в себе.

Мониторинг детского развития проводится 2 раза в год (в декабре и мае). В проведении мониторинга участвует инструктор и дети. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка.

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды занятия, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.

Цель мониторинга: обеспечить комплексный подход к оценке итоговых результатов освоения программы для изучения оценки динамики достижений детей по освоению образовательной программы “Детский фитнес”, развития их личностных качеств.

Объект мониторинга: личностные характеристики и компетенции детей в результате освоения программы “Детский фитнес”.

Способы фиксации данных обследования:

  • Данные тестирования.

Способы обработки результатов:

  • Обобщение результатов в таблицы.
  • Качественный анализ данных обследования.

Показатели и индикаторы успешности развития детей.

Критерии оценки:

  • 3 балла – проявляет осознанность, активность, самостоятельность, систематичность, целенаправленность.
  • 2 балла – проявляет ситуативный интерес, частично делает с помощью взрослого.
  • 1 балл – проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого.

Мониторинг физических качеств

В основу мониторинга легли разработки кандидата педагогических наук, доцента кафедры методики физического воспитания Уральской государственной академии физической культуры Шармановой С. Б., кандидата педагогических наук, профессора кафедры методики дошкольного воспитания и обучения МПГУ Степаненкова Э. Я.

Быстрота определяется временем пробегания отрезков дистанции 30 м – с высокого старта, частотой движений.

Об уровне развития скоростносиловых способностей у дошкольников судят по результатам прыжка с места (см), по длине и высоте прыжков с разбега (см), прыжка вверх с места (см); по приседанию за 20 с (количество раз); подъему туловища из положения лежа в течение 10 с (количество раз) и др.

Для оценки общей выносливости используется задание: преодоление дистанции на 90 м.

Для определения силы применяют методику бросок набивного мяча из-за головы.

Из всех двигательных заданий, характеризующих динамическую силу мышц брюшного пресса, наиболее предпочтительным для детей 4-7 лет считается поднимание туловища в сед из положения лежа на спине и обратно, руки скрещены на груди.

Ловкость выявляется по времени челночного бега по прямой, выполняемого с двумя поворотами (общая дистанция – 30 м). Челночный бег – многоструктурное двигательное действие, и его результат опосредован в большей степени ловкостью.

Для оценки гибкости используются тесты на наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке.

Оценка функции равновесия производится по выполнению разных заданий. Статическое равновесие можно определить по продолжительности стояния в пределах 3 мин в положении “носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги, стопы расположены на этой прямой линии, вес тела равномерно распределен на обе ноги, руки опущены вниз, туловище прямо, смотреть вперед”. Фиксируются длительность стояния в секундах, а также некоторые качественные показатели выполнения задания: расположение ног, характер балансирования.

Для оценки динамического равновесия используется ходьба по гимнастической скамейке (по узкой стороне).

Показатели мониторинга заносятся в диагностическую таблицу.

Формы подведения итогов реализации программы.

Открытые занятия для родителей;

Показательные выступления на базе ГБОУ Школа №814;

Участие в праздниках и досугах СП ДО №666 и других ДО комплекса;

Участие в соревнованиях по плану методического кабинета;

Участие в конкурсах районного, окружного и городского уровня.