История создания олимпийского мишки. История Олимпийского Мишки: легенды и факты Где приземлился медведь олимпиады 80

А знаете ли вы, кто такой Олимпийский Мишка? Фото, открытки, даже почтовые марки и спичечные этикетки с его изображением до сих пор бережно хранятся нашими родителями. Сколько сувенирных игрушек, памятных значков было выпущено с ним! Сколько разговоров посвящено этому удивительному персонажу. А что вы знаете об этом милом символе Олимпийских игр, который стал известен во всем мире? Давайте вспомним вместе о талисмане, появившемся на свет более чем тридцать лет назад.

Олимпийский Мишка. Рождение символа

Как известно, каждая Олимпиада имеет свой талисман. Не стала исключением и Олимпиада 1980 года, которая проходила в Москве. Именно для нее и придумали этот забавный талисман. "Отцом" Михаила Потапыча, как в шутку называли игрушку, стал Виктор Чижиков. Именно он придумал образ Мишки и запечатлел его на рисунках, продумав все до мельчайших деталей. Веселый улыбчивый медвежонок покорил жюри с первого взгляда. И вот, в декабре 1977 Потапыч был утвержден официальным талисманом.

Олимпийский Мишка и его качества

Выбрали его не случайно. Добрый и приветливый Мишка подходил на роль талисмана, как никто другой. Медведи - мудрые хранители лесов, чем-то очень похожие на людей. Причем, судя по анекдотам, которые ходят по всему миру, не просто на людей, а, в первую очередь, именно на наших, русских. Ведь Россию и русских во всем мире издавна ассоциировали с медведем. Еще одним несомненным плюсом стали качества, присущие медведю - сила, смелость и упорство. Именно таким характером, по мнению жюри, и должны обладать спортсмены.

Олимпийский Мишка и его внешний вид

Михаил Потапович - антропоморфный медвежонок, стоящий на задних лапах. Зверь опоясан сине-черно-желто-зелено-красным ремнем. Данные цвета издавна являются символами игр. Также на его ремне есть пряжка, состоящая из пяти колец золотистого цвета. По слухам, художник довольно долго думал, как одеть Мишку, пока в голову ему не пришла идея об «Олимпийском поясе». Только после этого медведь смог стать действительно цельным персонажем.

Олимпийский Мишка после окончания Олимпиады

На закрытии Олимпиады было решено запустить Михаила Потаповича в небо на воздушных шарах. Игрушка-талисман улетела под прощальную песню, которую исполнил Лев Лещенко. Мало кто из тех, кто присутствовал тогда на трибунах, смог сдержать слезы. По окончанию Олимпиады, Мишку отправили на один из складов ВДНХ, где он и закончил свою жизнь. Говорили, что его хотели приобрести немцы, но наши наотрез отказались продавать.

Заключение

Вот такой он, наш добрый и ласковый Мишка. Олимпийский талисман, знаменитый на весь мир. И сейчас, когда заходит речь об Олимпийских играх 1980 года, люди в первую очередь вспоминают о Михаиле Потаповиче, о том, какое замечательное спотривное настроение он создал, как жаль было расставаться с ним. Мало кто может вспомнить победителей и призеров той Олимпиады, как, впрочем, и талисманы других игр. Кто знает, что тому виной: патриотизм нашего народа или неотразимое обаяние плюшевого мишки. Но в любом случае, факт остается фактом - Потапыч живет в наших сердцах и по сей день.

В 1977 году организационный комитет московской Олимпиады объявил конкурс на лучшее изображение медведя. Победу в конкурсе одержал эскиз Виктора Чижикова, 42-летнего художника, известного своими иллюстрациями к детским книгам.

Позднее Чижиков вспоминал, что он и его друзья собрались вместе в мастерской и сделали там каждый примерно по сто карандашных набросков медведя. В число 60 эскизов, предварительно отобранных организационным комитетом, попал и один из набросков Виктора; его попросили выполнить изображение в цвете. К 1 апреля цветное изображение улыбающегося медвежонка было сдано в комитет, но отсутствовала важнейшая деталь - олимпийская символика. Только в августе художник увидел во сне решение: опоясать медвежонка сине-чёрно-жёлто-зелёно-красным (цвета олимпийских колец) ремнём с пряжкой в виде этих колец золотистого цвета; тогда он внёс изменения в рисунок.


На проходившей чуть позже выставке проектов олимпийского талисмана за проект Чижикова высказался президент Международного олимпийского комитета лорд Килланин. А в конце сентября Чижикову позвонили и сказали: «Виктор Александрович! Поздравляем - Ваш медведь прошёл ЦК партии!» (имелось в виду согласование проекта в ЦК КПСС).


Наконец, 19 декабря 1977 года Мишка был утверждён в качестве официального талисмана XXII Олимпиады.





В 2010 году Чижиков судился с телекомпанией НТВ по вопросу обладания авторскими правами на олимпийского медвежонка Мишку.
Суды пришли к выводу, что Чижиков разработал двумерный эскиз олимпийского медвежонка. На основании эскиза Чижикова разработаны варианты трактовки талисмана Олимпиады-1980: контурный, силуэтный (художник В. Ступин), по видам спорта (художник Е. Мигунов); а также его решение в объёме (художник В. Ропов).



В связи с тем, что «объёмный» медвежонок имеет объёмный ремень с олимпийскими кольцами, доработанный дизайн в связи с объёмностью, изображение медвежонка со спины, суды посчитали, что данное произведение, созданное путём переработки произведения истца, носит самостоятельный характер. В силу статьи 492 ГК РСФСР 1964 года, применявшегося в 1980 году, авторскими правами на данное произведение обладает лицо, осуществившее его переработку. Решением Пресненского районного суда Москвы, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда, в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Вот история по такой версии, кратко. Почему-то в ней вообще не рассказывается, как потом мишку забрали из зоны этого пансионата, и что касается тех видевших его отдыхающих – их опубликованные в инете якобы воспоминания тоже выглядят как-то странно и все обрываются. [Или они все тоже каким-то загадочным образом потом исчезли?! – К.Р.]
Что касается упомянутых имен (от Фабера до Сурова) – больше сведений об этих людях в Сети не находится, кроме ссылок на всё ту же статью о том, что якобы мишка летал именно так и был разработан именно этими людьми. Круг, короче, каждый раз замыкается.
[Вспоминается знаменитое высказывание отца Брауна из рассказов Честертона: «Как ни парадоксально, но человеку порой очень трудно поверить в то, что ноль плюс ноль плюс ноль плюс ноль так и равняется на самом деле нулю». – К.Р.]
Если же кто-то еще все-таки серьезен в отношении всего прочитанного – то могу сказать, что на ряде серверов статья об этом же событии заканчивается иначе. Что Суров не умер, а только потерял сознание от перегрузки… А когда очнулся – то обнаружил себя лежащим на снегу, поодаль лежал его мишка, а к мишке уже подходили обнюхать его живые медведи из тайги, которая тянулась тут же, рядом.
Поэтому тут уж, думаю, можно поставить точку по части разговора о версии номер один.
Поскольку вообще-то версия номер два (или уж, скорее, как раз ее следует считать первой версией) как раз была описана в советских газетах как факт, и электронная копия этой передовицы есть в интернете.
Советские газеты совершенно открыто, в передовой, на следующий день после закрытия олимпиады, написали в том, что наш дорогой мишка, покинув стадион, пролетел над Ленинскими горами и упал за ними, не так уж далеко, на территории Москвы. После чего был подобран и сдан в павильон на ВДНХ, где и стоит как память о нашей славной олимпиаде. Летал же мишка так, как прекрасно летают аэростаты – просто на шарах и собственной подкачке поднялся вверх, а далее – по воле ветра. Естественно, никакого пилота в нем не сидело.
И кстати, кадры, как мишку оперативно ставят на ноги и отпускают в путь, развязывая канаты, которыми он был привязан, чтобы не улететь раньше времени, несколько десятков спортсменов, можно тоже увидеть в интернете на копиях киносъемки тех лет, в разделе «видео».
Так что не очень понятно, что еще тут и кому надо было придумывать? И для чего?
Правда, можно задаться вопросом – а если бы мишка-аэростат действительно улетел куда-то сильно «не туда»? Не будем всерьез обсуждать вопрос с заграницей, но все-таки мог упасть на какой недолжный типа объект для этого?
Тут, говорят, было вот что – все-таки в небо подняли специальный вертолет со снайпером, и снайпер меткими выстрелами прострелил несколько шаров, благодаря чему мишка и опустился достаточно скоро, «правильно» и безопасно.
Что ж, ну почему бы и нет. Эта версия упомянута на паре форумов – и только. Так что – ни доказать, ни опровергнуть; тем не менее – наверное, возможно. Если и «бабушка сказала» – то все же бабушка не самая глупая…
Так или иначе, по той версии, которая была описана в советских газетах, никаких жертв и особых ЧП не случилось. Только, возможно, мишка задел пивной ларек и напугал двух граждан, пивших там рядом пиво. Почему-то этот момент неоднократно проходит по форумам в инете. Опять же, кто его знает.
И опять же, как известно, существует «фольклор» и «семейные предания», накручивающиеся вокруг любого исторического события. Как упоминается еще в одной заметке, чуть не десяток людей утверждали, что именно возле их, мол, дома упал трогательный медведь. Так ли уж это удивительно? Уж таковы мы, люди, и любим порой «перетянуть» рассказ об истинном событии в той или иной степени именно в свою, как говорится, сторону. Ничего в сущности особенного.
А от одного доктора слышал такое: мол, мишку сбила ПВО. Честно говоря, именно такая «сенсация» и заставила меня полюбопытствовать и обратиться к теме в интернете.
Что ж, и опять не так удивительно – таков закон сплетен: кто-то услышит про снайпера на вертолете, уже упомянутого нами, а знакомым передаст уже насчет аж ПВО. А знакомые – могут и поверить.
Про полет мишки также выходил недавно документальный фильм, в частности, там давал интервью художник Виктор Чижиков, придумавший в тот год нашего мишку и подробно рассказавший о рождении этого милого образа и его «жизни» в процессе олимпиады. А также про то, как по части гонорарных денег и авторского права показало тогда свою обратную сторону советское руководство…
В фильме говорилось все о том же: как мишка-аэростат летел над Воробьевыми (вернее, тогда еще – Ленинскими) горами и упал за ними. Даже примерно показали этот «азимут».
Впрочем, если все равно кому-то хочется думать как-то иначе по части его полета – что ж, как говорил Кьеркегор, свобода мысли – великая и изначальная свобода человека…
Мишка потом долго хранился на ВДНХ, успел «состариться» и быть списанным. Копию-новодел, судя по всему, не изготовили. Но и сейчас в павильонах ВВЦ стоит много более маленьких разнообразных копий русского Миши-спортсмена.

В этот день, ровно 35 лет назад, талисман Олимпиады-80 в Москве, привязанный к шарикам и надутый гелием, попрощался со всеми зрителями и телезрителями и улетел в небо Лужников. Летающий Мишка вошёл в историю олимпийского движения, поэтому вокруг самого персонажа и его жизни ходит много небылиц. В завершение проекта «35 лет московской Олимпиаде» мы решили рассказать о достоверное известных деталях его биографии.

Как родился: «ноу криминалити»

Но сперва стоит полностью освободить олимпийского Мишку от подозрений. Нашего героя нарисовал художник Виктор Чижиков, который и по сей день считает, что этого персонажа у него вероломно украла советская власть, забрав все авторские права и не выплатив миллионы, якобы полагающиеся всем авторам олимпийских талисманов. Об этом он рассказывает в каждом интервью. Давайте разберёмся, чтобы Мишка не был замешан ни в чём противозаконном с самого рождения.

В середине 1970-х, когда Москва уже стала олимпийской столицей, в программе «В мире животных» объявили конкурс по выбору талисмана Игр-80. Большинство телезрителей проголосовало за медведя. Воплотить выбор зрителей в жизнь поручили группе художников-мультипликаторов. Обязательным условием участия в конкурсе была подписанная бумага с согласием передачи авторских прав Международному олимпийскому комитету – это нормальная практика во всём мире, без этой бумаги никакого художника даже близки к конкурсу бы не подпустили.

Из всех предложенных эскизов конкурсная комиссия выбрала вариант Виктора Чижикова – того самого Мишку, . Никаких коммерческих прав на олимпийский талисман художник и правда не имеет и иметь не может (кроме так называемых неотчуждаемых прав, как автор произведения) – таковы правила, закреплённые в Хартии МОК.

Иными словами, наш Мишка полностью чист перед законом и авторским правом. «Ноу криминалити», как говорится.

Как мог не улететь: предложение про берлогу

«Каким будет наше прощание с Мишкой? Об этом мы часто размышляли на наших совещаниях, - . И однажды кто-то сказал. – Да пусть он улетает в свою

Никаких коммерческих прав на олимпийский талисман его создатель не имеет и иметь не может – таковы правила, закреплённые в Хартии МОК.

Мысль всем понравилась. Обратились к любимому композитору спортсменов Александре Пахмутовой и поэту Николаю Добронравову. И первые же аккорды предложенной мелодии убедили: это то, что нужно.

Однако, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Однажды меня пригласили в отдел пропаганды ЦК партии и показали пришедшее к ним письмо. На нём всё как положено: штампы регистрации, виза-поручение разобраться и принять меры, сроки доклада и ответа. Автор – один из работников управления церемоний оргкомитета, ранее работавший заместителем министра Жилкоммунхоза РСФСР. Он доводил до сведения ЦК, что у меня «поехала крыша». «Где это видано, чтобы медведи летали? – вопрошал он. – Мы предлагали, чтобы наш олимпийский Миша в берлогу уполз. Как это и положено медведям».

Комментировать кляузу я не стал, а предложил ответственным партработникам посетить одну из репетиций, где отрабатывался этот фрагмент праздника закрытия. Работники ЦК приехали, посмотрели и поддержали нас».

Как готовился к полёту: 100 кг веса, 50 квадратных метров материи

Надувной аэростат «Олимпийский Мишка» сначала хотели сделать в головном институте НИИ резиновой промышленности в Москве, но для изготовления фигуры заданного размера - шесть метров высотой - места на опытном заводе в Москве было мало. В итоге Мишку создавали в подмосковном Загорске, в баллонном цеху одного из существующих по сей день НИИ резиновой промышленности, который во время войны делал аэростаты воздушного заграждения. Сначала там изготовили прорезиненную ткань, из которой сейчас делают надувные лодки – это была шкура. На фигуру высотой 6 м и весом 100 кг ушло 50 квадратных метров материала.

Ударными темпами клейщицы баллонного цеха совместно со специалистами головного института изготовили первую фигуру Миши, а также надувные передние лапы, которые крепились к туловищу на шарнирных петлях. В целях защиты от непредвиденных обстоятельств также сделали дублирующий экземпляр надувного аэростата. На всё про всё ушёл месяц. Тут же медвежонка впервые надули. Правда, не гелием, а воздухом – чтоб не улетел.

А вот механизма полёта талисмана Игр-80 никто из публичных людей не рассказывает – мы не знаем ничего, кроме того, что Мишка был накачан гелием и поднялся на 24 шариках. Существуют разные версии – от полёта на авось до нахождения в аэростате пилота. Последняя была рассказана в книге «Истерия СССР» - талантливой мистификации о некоторых ключевых моментах в истории большой страны.

Хочется до последнего верить, что летевшего Мишку не просто банально подстрелили снайперы с вертолёта (как ходят слухи), а потом испорченную резиновую шкуру утилизировали.

Мистификация была настолько талантливо написана, что её – уже на правах исторически легитимного документа – перепечатывают вполне серьёзные издания, даже не подозревая о несерьезном первоисточнике.

Но никаких достоверных свидетельств того, что олимпийский Мишка был пилотируемым аппаратом – равно как подтверждения других интересных версий – нет. По крайней мере, несмотря на все усилия, нам их найти не удалось.

Как отправился в последний полёт: история двойника

К сожалению, никто не оставил свидетельств и того, что случилось с улетевшим талисманом. Он отправился в полёт 3 августа 1980 года в 21.00 по московскому времени, а дальше следы его теряются. Судьба его двойника хорошо известна – он около 10 лет висел под куполом в павильоне № 8 ВДНХ, который также называли «Павильон юных натуралистов». Дальше он начал приходить в негодность, и его отправили на склад. Очевидцы говорят, что ещё в конце 1990-х годов резиновые остатки двойника улетевшего Мишки можно было найти в одном из многочисленных закоулков ВДНХ-ВВЦ. Возможно, отсюда идёт распространённая легенда (судя по всему, её первоисточником был тот самый художник Виктор Чижиков), что резинового талисмана съели крысы. .

Настоящего улетевшего Мишку никакие крысы точно не ели, и в неизвестности его судьбы таится надежда. Хочется до последнего верить, что летевшего Мишку не просто банально подстрелили снайперы с вертолёта (как ходят слухи), а потом испорченную резиновую шкуру утилизировали. Вдруг ему удалось скрыться и всё же приземлиться в своём сказочном лесу?
Если это так, то олимпийская история Москвы-80 продолжается.

Судьба воздухоплавательного талисмана Олимпиады 1980 г. печальна. И это несмотря на то, что кадры триумфа во время закрытия игр в Москве стали визитной карточкой СССР на десятилетие. Чтобы состоялось шоу и улыбчивый милашка-Миша полетал пятнадцать минут, многим исполнителям "за кадром" пришлось пережить настоящий прессинг, а некоторым и пожертвовать жизнью или здоровьем... Улетая "в свой сказочный лес", Миша забрал множество секретов из своей жизни: информация была сразу же засекречена и публика до сих пор не знает всех деталей этого необычного дела.



Начиналось все со скандала. Когда организаторы шоу в Москве обратились с идеей эффектно завершить Олимпиаду запуском талисмана-Мишки в небо, Председатель Спорткомитета СССР Марат Грамов жестко отпарировал: «Мишки не летают. В идее полета отказать!». Таким образом, праздник оказывался без взрывного резюме...
Тогда главный режиссер мероприятия Иосиф Туманов, осознавая последствия своего поступка, отправился напрямую к секретарю ЦК КПСС Михаилу Суслову и добился его поддержки. Понятно, что отношения с боссами из Спорткомитета сразу обострились и те участили проверки подготовки мероприятия.
И вот газодержащую оболочку 6-метрового Мишки построили в филиале Научно-исследовательского института резиновой промышленности (НИИРП) в Загорске. Клейщицы баллонного цеха вместе со специалистами головного института сделали из прорезиненной ткани две фигуры талисманов. (для испытаний и так, на всякий случай).
Трудности возникли на этапе создания хоть какой-то вменяемой системы управления этим зверем. И траектория полета вроде несложная, а вот как это все сделать в точном соответствии со сценарием, чтобы фигура Миши медленно оторвалась от поля и, ориентируясь на верхний край трибун, неспешно полетела над зрителями на высоте 3,5 метра; а затем, уходя вверх, "перебралась" над чашей с Олимпийским огнем и растаяла из виду, - пришлось попотеть, ощутить административное давление, обращаться в различные коллективы за помощью...
Роботехника в то время еще не была столь развитой, как сегодня: сделать послушный аэростат-беспилотник было еще не по силам. Сначала организаторы Олимпиады-80 поставили задачу перед специалистами Долгопрудненского КБ автоматики (в 1931-1940 гг. это был комбинат "Дирижаблестрой СССР"). Конструкторы предложили решение на основе манипулирования гелиевыми шариками в лапах Миши и распределения балласта.
Проводились первые тестовые испытания на базе Аэрогидродинамического института - это в городе Жуковский.
"Медвежья" аэродинамика аппарата не могла управляться иначе, как только с помощью человека.
И эту идею "рулить" медведем изнутри первым представил инженер-испытатель В. Трусов. Когда настал момент практики и истины, стало ясно, что управление шариками не позволяет пилоту маневрировать во время полета. Трусова, стартовавшего на подмосковном аэродроме Кубинка-2 в меховом наряде Миши (эту 6-метровую оболочку-чехол срочно создали на фабрике меховых игрушек в городке Желтые Воды), к лапам которого было привязано много-много наполненных гелием шариков, больше никто не видел. Аппарат с пилотом "свечой" ушел вверх... Одни поговаривают: погиб, другие - где-то приземлился и свалил за границу...
Тем не менее, Олимпиада-1980 надвигалась. А Миша все еще не летун.
И вот изобретатель Юрий Мальцев предложил управлять Мишкой, манипулируя гелиевыми шарами с целью перенесения центра тяжести аппарата с одной стороны - на другую, что давало возможность придерживаться заданного курса. Ппилотировалась спецформа-аэростат снова изнутри. Пилот сидел в правой задней лапе - в специальной кабинке. Однако... не повезло и в этот раз. Талисман-Миша с первых же метров полета потерял управление, а когда пролетал над импровизированным горящим олимпийским факелом, вспыхнул и упал. Пилотировавший аппарат инженер Игорь Артамонов скончался от полученных ожогов.
Следующий вариант родился прямо по ходу разбора трагичного полета.
Закрепив с целью удержания равновесия аппарата шары с гелием только на верхних лапах и ушах, наконец-то, удалось сладить с Мишей и заставить его лететь точно по курсу - под "прощальную" песенку Пахмутовой и Добронравова.
Трибуны от восторга и переполнявших эмоций рыдали. Кадры хроники, полагаю, памятны многим.
Но вот куда же направился зверь, покинув Лужники? Версий из-за отсутствия документов - несколько. Кто-то говорит: "улет" в "свой сказочный лес" не далее, как на Ленинские горы, где во время посадки талисман шаловливо разгромил пивной ларек и поранил пару прохожих. А кто-то дает гарантии, что Подмосковная земля в районе пансионата «Вымпел», что на берегу Можайского водохранилища, - приняла остатки аэростата-спецформы. Чтобы посадить летягу-Мишу, летчик-испытатель Руслан Суров, вроде, начал стравливать гелий через клапаны, но порыв сильного ветра, который нес аэростат, приложил "слабеющую" конструкцию о землю. Пилот, говорят, погиб, а спецформа Миша превратился в хлам. Информацию о таинстве того полета как-то сразу засекретили и молчок...
Для тех, кому после Олимпиады-1980 довелось видеть Мишку в павильоне ВДНХ «Юный техник», сообщаем: демонстрировался клон. А реально совершившего полет Мишку, (вернее, что осталось от него), говорят, то ли сожгли, то ли убрали в подвалы какого-то павильона ВДНХ, где его обработали крысы. ...Короче, и через 28 лет после Олимпиады-1980 г. публике не спешат рассказать о действительных событиях лета 1980. ...
Ну почему так?


Док. фильм про "Мишу" (27 мин.)
.

Материал составлен на основе подобранной информации (из изданий