Оздоровительное плавание для студентов. Современные проблемы науки и образования Организация работы по плаванию в педагогическом вузе

Шокина Софья

Работа направлена на формирование у учащихся положительного отношения к плаванию.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция

«Твои первые шаги в науку»

Тема

«Плавание – мой любимый вид спорта»

Работу выполнила

Ученица 3 «В» класса

МОУ «Национальная (татарская) гимназия»

Шокина Софья

Научный руководитель

Тугушева Р.Р.

Саратов, 2014

1. Введение

2.Основная часть

а)История возникновения плавания

б)Плавание как олимпийский вид спорта

в)Основные правила,стили,польза плавания

Г) Интересные факты

е) Мои исследования (анкетирование)

3.Заключение

4.Список литературы

5. Приложения

Введение

Я решила выбрать эту тему, так как она мне очень близка и интересна. В моей семье несколько спортсменов: дедушка – лыжник, папа мастер спорта по фехтованию. Поэтому и я решила продолжить спортивную семейную традицию - занялась плаванием. Плавать я научилась в 7 лет на Черном море. В 8 лет я пришла в бассейн и твердо решила стать спортсменкой. В своей работе я хочу рассказать о пользе, истории, стилях, интересных фактах этого вида спорта. И тем самым заинтересовать, привлечь учащихся к плаванию.

Плавание-вид спорта, заключающийся в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций.

Занятия плаванием очень важны для человека. Они улучшают обмен веществ и кровообращение, укрепляют сердце, сосуды и легкие, развивают мышцы, избавляют от многих болезней, положительно влияют на психоэмоциональную сферу, делают человека стройнее и красивее, помогают нам всегда быть активными, работоспособными, сохранять интерес к жизни до конца своих дней.

Цели исследования :

Исследовать и изучить один из самых популярных видов спорта – плавание. С формировать у учащихся положительного отношения к плаванию, приобретение навыка надежного и длительного плавания в глубокой воде.

Задачи проекта:

  1. в ходе исследования собрать максимальное количество информации по данной теме, сформировать представления об образовании и возникновении плавания.
  2. подготовить и провести анкетирование
  1. на основе проведённого мною анкетирования сделать выводы, показать и рассказать, как плавание и спорт в целом влияют на воспитание и развитие подрастающего поколения.

Реализация этой цели обеспечивается решением следующих задач:

  1. Выработать у учащихся мотивацию на качественное выполнение требований программы.
  2. Укреплять здоровье учащихся, развивать и совершенствовать физические качества на протяжении всех лет обучения в школе.
  3. Обучить учащихся технике двух-трех способов спортивного плавания, совершенствовать разнообразные плавательные умения.
  4. Развивать у учащихся координационные и кондиционные (главным образом, выносливость) способности.
  5. Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств.

Гипотеза исследования:

Плавание – это не только удовольствие, но и образ жизни человека.

Основная часть

История возникновения плавания .

Со времени своего появления на Земле человек всегда был связан с водой. Именно в долинах больших рек - Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхе и Янцзы, Инда и Ганга - зародилась человеческая цивилизация. Вода имела огромное значение в жизни первобытных людей, что послужило причиной обожествления этой стихии, внушавшей слабому еще в борьбе с природой человеку чувство преклонения и страха. Культ воды существовал практически у всех народов с самых древних времен. Одним из главных олимпийских богов, владыкой морей у древних греков был Посейдон. Много позднее (III в. До н.э.), у древних римлян он стал отождествляться с Нептуном.

О том, что древние греки придавали большое значение умению плавать, свидетельствует и известное изречение Платона: "Можно ли людям, которые являются противоположностью мудрого, плавать и читать не умеют, вверить службу?" В Афинах человека, не умеющего плавать, считали ущербным. Крайнюю степень человеческого бескультурья выражала поговорка "Он не умеет ни плавать, ни читать»

Первые соревнования по плаванию носили ярко выраженный прикладной характер. Примером могут служить массовые соревнования древних славян на реке Почайне, притоке Днепра, где собирались лучшие пловцы-ныряльщики. Все они одновременно прыгали в реку и должны были в течение определенного времени ловить рыб руками. Тот, кому удавалось поймать самых крупных рыб, объявлялся победителем и получал в подарок шелковую рыбацкую сеть.

1890 г. впервые проходит первенство Европы по плаванию, в 1896 г. его включают в программу первых современных Олимпийских игр.

В 1889г. в Будапеште состоялись первые международные соревнования по плаванию с участием пловцов Венгрии, Австрии, Германии и Швеции. В 1896 г. плавание было включено в программу первых современных Олимпийских игр, которые оказали большое влияние на дальнейшее его развитие.

Плавание как олимпийский вид спорта

П лавание известно человеку с древнейших времен. Занимаясь охотой и рыбной ловлей, спасаясь от врагов, первобытный человек вплавь преодолевал водные преграды.

В конце XIX в., когда началось строительство искусственных бассейнов, спортивное плавание приобрело широкую популярность в различных странах мира. Отражением этого стало включение соревнований по плаванию в программу первых Олимпийских игр современности, состоявшихсяв 1896 году в Афинах и с тех пор этот вид спорта неизменно входит в программу всех Игр Олимпиад. Женщины стали принимать участие в олимпийских соревнованиях по плаванию с 1912 года.

Участники первых олимпийских соревнований плыли преимущественно способом брасс и способом на боку без выноса рук из воды. В начале XX века появился новый стиль плавания, оказавшийся самым совершенным и быстрым из известных человеку способов плавания. Он внешне напоминал движения ползущего человека и потому получивший название "кроль" . Это слово в переводе с английского означает "ползти". Впервые такой стиль плавания продемонстрировал Ален Викхем, родившийся на Соломоновых островах в Тихом океане и научившийся так плавать у местных жителей. В дальнейшем первоначальная техника плавания кролем, вольным стилем - так называемый двухударный кроль, при котором на гребок каждой руки приходится одно движение ноги, - неоднократно совершенствовалась.

В настоящее время на олимпийских играх используются так же следующие стили:

Плавание на спине

Баттерфляй

Длина бассейна на Олимпийских играх 50 м, глубина на всей площади - 3 м. Все дорожки обозначены линиями и пронумерованы от 1 до 8. Температура воды при проведении соревнований должна быть от 25 °С до 27 °С.

Основные правила

Существуют несколько основных правил плавания:

1.Плавать следует с пустым желудком. Вода оказывает сильное давление на всю брюшную полость. Во избежание проблем, за 2 часа до занятий лучше не есть. Через час после тренировки можно слегка перекусить (фрукты, йогурт). Лучшее время для нагрузки период между 16 -19 часами.

2. Плавать следует в купальном костюме, плотно прилегающим к телу.

3. Резиновая шапочка на голове надевается для защиты корней волос от расшатывания потоками воды. Поэтому волосы нужно тщательно прятать.

4 .В бассейне может подстерегать такая неприятность, как грибок. Поэтому ни в коем случае не следует ходить босиком по бассейну, душевой, сауне. Специалисты советуют смазывать стопы ног противогрибковым кремом.

5 .Прежде чем нырять в бассейн, нужно принять теплый душ. Он заменит легкую разминку перед плаванием, под кожей, на которую начинает воздействовать горячая вода из душа, активизирует кровообращение, мышцы разогреваются. Если сразу прыгнуть в воду без разминки, существует великая вероятность того что могут сводить мышцы голени, это не только больно, но и опасно.

6. Для похудения и укрепления мышц, тренироваться следует регулярно, не менее 3 раз в неделю. Плавать нужно без остановки 40 минут.

Каждый стиль плавания дает хорошую нагрузку на мышцы. Чемпионом по энергозатратам - кроль. Брасс немного отстает, зато отлично тренирует дыхательную систему. Есть секрет: ПЛАВАНИЕ ПРИНЕСЕТ БОЛЬШУЮ ПОЛЬЗУ, ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ НЕГО. Регулярно плавающий человек защищает себя от всех болезней

Стили плавания

Кроль

Кроль на груди характеризуется попеременными и симметричными движениями рук и ног. Это самый быстрый спортивный способ плавания и самый популярный. Заплывы мастеров-кролистов, особенно на короткие дистанции, всегда смотрятся с большим интересом. Популярность кроля на груди объясняется еще и тем, что он преимущественно используется при игре в водное поло, фигурном плавании и при плавании в водоемах.

Брасс

Этот способ плавания был известен еще в глубокой древности. В некоторых наставлениях прошлого века этот способ назывался «плавание по- лягушачьи». Брассом легче, чем другими способами, плыть в одежде, транспортировать по поверхности воды какие- либо предметы, ориентироваться в направлении движения. Он экономичен и большинством людей легче осваивается.

Баттерфляй
Баттерфляй (англ. Butterfly – бабочка) – самый утомительный и технически сложный стиль плавания, второй по скорости после кроля.

Баттерфляй характеризуется одновременными симметричными движениями рук и ног, а также волнообразными движениями туловища, которые помогают движениям рук и усиливают работу ног. Отдельные элементы техники этого способа плавания (движение руки и ноги) мало чем отличаются от техники кроля на груди.
На Олимпийских играх с 1935 по 1953 год брассисты и сторонники баттерфляя соревновались вместе. Первым его продемонстрировал Джимми Хиггинс. В 1953 году баттерфляй стал самостоятельным стилем плавания, одновременно (вместо поочередного) было разрешено синхронное движение ногами вверх-вниз. Так появилась скоростная разновидность баттерфляя – «дельфин», при которой спортсмен совершает волнообразное движение всем телом .
По скорости плавания баттерфляй занимает второе место (после кроля на груди).

Польза плавания

Лечебное воздействие плавания на организм отмечается многими специалистами. Оно благотворно влияет на основные показатели физического развития человека:

Рост, вес
- является прекрасным средством профилактики и исправления нарушений осанки, сколиозов, плоскостопия
- укрепления сердечно-сосудистой и нервной системы


Подписи к слайдам:

Работу выполнила Ученица 3 «в» класса МОУ «Национальная (татарская) гимназия» Шокина С.В. Научный руководитель Тугушева Р.Р. Плавание-мой любимый вид спорта

Цели исследования: Исследовать и изучить один из самых популярных видов спорта – плавание. Сформировать у учащихся положительное отношение к плаванию, приобретение навыка надежного и длительного плавания в глубокой воде.

Гипотеза исследования: Плавание – это не только удовольствие, но и образ жизни человека

введение Плавание-вид спорта, заключающийся в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций.

История возникновения плавания Древние бассейны

В 1889г. в Будапеште состоялись первые международные соревнования по плаванию с участием пловцов Венгрии, Австрии, Германии и Швеции.

Плавание как олимпийский вид спорта Соревнования по плаванию включили в программу первых Олимпийских игр в Афинах в 1896 году.

Участники первых олимпийских соревнований плыли преимущественно способом «брасс» . В настоящее время в играх используются так же следующие стили: «Плавание на спине» «Баттерфляй» Длина бассейна на Олимпийских играх 50 м, глубина на всей площади - 3 м.

Основные правила 1.Плавать следует с пустым желудком. 2. Плавать следует в купальном костюме, плотно прилегающим к телу. 3. Резиновая шапочка на голове надевается для защиты корней волос от расшатывания потоками воды. Поэтому волосы нужно тщательно прятать. 4. В бассейне может подстерегать такая неприятность, как грибок 5.Прежде чем нырять в бассейн,нужно принять теплый душ 6.Для похудения и укрепления мышц, тренироваться следует регулярно, не менее 3 раз в неделю. Плавать нужно без остановки 40 минут.

Стили плавания КРОЛЬ Это самый быстрый спортивный способ плавания и самый популярный.

Брасс Так же этот способ называется « плавание по-лягушачьи ».

Баттерфляй Баттерфляй (англ. Butterfly – бабочка) – самый утомительный и технически сложный стиль плавания. По скорости плавания баттерфляй занимает второе место (после кроля на груди).

Польза плавания -исправление нарушений осанки, сколиозов, плоскостопия - укрепление сердечно-сосудистой и нервной системы - развитие дыхательного аппарата и мышечной системы

Интересные факты В воде человек ощущает себя на 90% легче. Новорожденного можно обучать плаванию уже на третьей неделе. Плавание – второй после бега на лыжах вид спорта, который тренирует все основные группы мышц. Даже если минуту постоять в воде температурой +20 градусов, в крови повышается уровень гемоглобина. .

Виды спорта

Заключение В заключении хочу сказать, что плавание- это не только удовольствие и огромная польза, но и образ жизни человека. Рекомендую всем: занимайтесь плаванием!

Спасибо за внимание!

  • ЗДОРОВЬЕ
  • СТУДЕНТ
  • ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  • ПЛАВАНИЕ

Занятия плаванием оказывают положительный эффект на уровень здоровья студента, а также на его интеллектуальные способности мозговой деятельности. В организме человека все взаимосвязано между собой. В свою очередь плавание является тем активным процессом, при помощи которого можно достичь полноценного оздоровления организма.

Введение

В наше время существует множество различных видов спорта как для укрепления здоровья студентов, так и для повышение физической активности студента. Из различных видов физической деятельности стоит выделить занятия плаванием. Плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ дошкольных, средних и высших специальных учебных заведений.

Кроме того, для плавания характерны некоторые особенности, прежде всего при занятиях плаванием участвует все тело, то есть движения совершаются и верхними, и нижними конечностями. Поэтому происходит укрепление скелетно-мышечной системы. По мнению многих авторов, занятия плаванием оказывают положительное влияние на показатели объективного здоровья студентов, что проявляется в нормализации деятельности их костной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Стоить отметить, что занятия положительно влияют на субъективное здоровье занимающихся: снижается количество жалоб на вегетативные расстройства и психоэмоциональную усталость, самооценка своего здоровья становится более адекватной. А это в свою очередь положительно отражается на всеобщем укреплении здоровья студента. Так как учебный процесс является весьма напряженным, то соответственно необходимо снятие стресса, и для этого врачи рекомендуют посещать бассейн и заниматься плаванием.

В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья молодого поколения, поддержания потребности в здоровом образе жизни, а также здоровом досуге и оно вполне заинтересовано средствами привлечения молодого поколения к спорту. И это является достаточно актуальной проблемой на данный момент. Плавание является уникальным видом физической активности. Кроме того, именно занятия плаванием пользуются популярностью у молодых людей. Исследования различных проблем повышения уровня здоровья и качества жизни при активном занятием плавания представлены в работах таких авторов, как: Кондаков В.Л., Горелов А.А. (2013); Курко Я.В. Федчишин О.Я. (2012); Козина Ж.Л., Ермаков С.С., Базылюк Т.А., Волошина Е.В. (2012); Скирене В.В., Скирюс Э.Р. (2012); Дрогомерецкий В.В., Ганчар А.И. (2012); Баламутова Н.М. (2012); Баламутова Н.М., Сидоренко Г.М. (2011); Химич И.Ю. (2009). Данные авторы показали пути эффективного решения имеющихся проблем и привели практические рекомендации, касающиеся студентов с различным уровнем подготовки. Вместе с тем, многие авторы отмечают заметное снижение уровня здоровья студенческой молодежи. Поэтому не следует упускать возможность способствовать оздоровлению собственного организма с помощью плавания как спортивно оздоровительного процесса.

Целью работы является выделение особенностей воздействия занятии плаванием как спортивно оздоровительного процесса на уровень здоровья студентов.

Задачей работы является анализ значимых исследований в данном виде спорта, для того что бы обозначит положительную динамику занятий плаванием на здоровье студентов как спортивно оздоровительным комплексом.

В работе были использованы теоретические методы, мы основывались на исследованиях, проведенных ранее. А также нами были применены такие методы как эксперимент и наблюдение.

В качестве материалов для анализа были использованы специализированные журналы, которые содержат материалы об исследованиях по вопросам здоровья студентов.

Основная часть

С учетом поставленной цели возникает вопрос каковы педагогические условия развития и модель эффективного процесса, оказывающего положительный эффект от занятий плавания на общее состояние студента? Занятия плаванием и их эффективность во многом зависят от правильной организации учебного процесса, соответствующего технического и кадрового обеспечения. Рекомендации Ганчара А.И. стоит выделить в этом аспекте. Автор отмечает пять основных аспектов в теории и практике формирующих навыков. Каждый из них детально характеризует качественную реализацию учебно-воспитательных, оздоровительно-гигиенических, профессионально-прикладных, лечебно-профилактических и спортивно-педагогических влияний процесса плавания на людей различного возраста с учетом их анатомических, морфологических, функциональных и гендерных отличий.

Особенно автор акцентирует внимание на уровне и степени формирования навыков плавания и считает необходимым корректировку государственных тестов и программ по физическому воспитанию разных групп населения. Вместе с тем, такой подход позволил установить доминирующие аспекты формирования навыков плавания для разных возрастных групп.

Анализируя результаты исследований было отмечено, что плавание как спортивно оздоровительный процесс оказывает благотворное влияние на сердечно сосудистую систему. Регулярные занятия данным видом спорта повышают функциональные возможности сердца и позволяют работать сердечной системе более экономичной. Это достигается благодаря: увеличению силы сердечной мышцы и объема выталкиваемой за один цикл крови, непосредственно при движениях, происходящих в воде; снижению частоты сердечных сокращений (чем реже сокращается сердце в состоянии покоя, тем мощнее сердечная мышца, сердце работает в более экономном режиме - за одно сокращение выбрасывается больший объём крови, а паузы для отдыха увеличиваются, сердце успевает обильно омыться кровью через сеть кровеносных сосудов, следовательно, тратится меньше усилий и сердце напрягается гораздо меньше); повышению выносливости к физическим нагрузкам(сердце учится адекватно реагировать на преодоление тяжелой нагрузки и даже перегрузки, так как оно научилось проталкивать в сосуды необходимое для этого количество крови).

Кроме того, если посещать занятия плавания в качестве физической нагрузки, то однозначно будет оказано положительное влияние на дыхательную систему. Прежде всего тренируется дыхательная мускулатура: повышается сила дыхательных мышц, увеличивается их тонус; совершенствуется дыхательный ритм, вырабатывается более глубокое и редкое дыхание; усиливается вентиляция легких, увеличивается количество альвеол и их эластичность; в работу включаются мало-задействованные ткани легких; увеличивается устойчивость организма к пониженному содержанию кислорода в организме.

Благодаря исследованиям, нам удалость установить, что плавание как спортивно-оздоровительный комплекс способствуют укреплению, а также процессу тренировки опорно-двигательного аппарата. Это особенно полезно для студентов, так как нам известно, что учебный день в ВУЗе составляет около 6–8 ч. А также, затрачивается время на самоподготовку, и оно колеблется в среднем 3–4 ч, в период сессии возрастает до 7–8 ч. Это очень значимая психофизиологическая нагрузка на организм молодых людей, которая в итоге показывает, что учебный процесс является весьма напряженным.

Длительное ограничение двигательной активности приводит к снижению умственной работоспособности, ослаблению скелетной мускулатуры, нарушению осанки. В основном на лекциях студенты принимают сидячее положение. И конечно же после лекционных занятий каждый студент нуждается в снятии напряжения позвоночника. У тех, кто занимается плаванием, имеется прекрасная возможность усовершенствовать осанку, ведь во время плавания: уменьшается статическое напряжение тела, происходит естественная разгрузка позвоночника от давления на него веса тела; укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета; улучшается координация движений; исчезает асимметрия в работе межпозвонковых мышц; восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков; формируется чувство правильной осанки.

Совершая двигательные действия в воде тело плывущего человека находится в горизонтальном положении. Для того, чтобы удержаться на поверхности воды и проплыть определенное расстояние, преодолевая лобовое сопротивление воды, человеку, находящемуся в воде, приходится выполнять специфические движения, характерные только для плавания и не имеющие аналогов в других видах физической деятельности как спортивно оздоровительных комплексов. В плавании задействованы все группы мышц, в том числе и те, укрепить которые на суше довольно таки сложно. Во время плавания чередование напряжения и расслабления разных мышц увеличивает их силу и работоспособность, благодаря этому, плавание не перенапрягает мышечный аппарат и позволяет грамотно дозировать уровень физической нагрузки. А равномерная работа мышц всего тела способствует формированию красивой гармоничной фигуры.

В рамках нашего исследования была организована экспериментальная группа, в число которых входило десять юношей и десять девушек, в возрасте от 18 до 22 лет, в их обязанности входило посещения бассейна после лекционных занятий три раза в неделю, посещать бассейн студенты должны были в течении четырех недели. Результаты увенчались успехом потому как, в следствии проведенного нами опроса, студенты, участвовавшие в эксперименте, изъявили желание продолжить заниматься физической культурой именно в таком темпе, обусловив это тем что, что вода и движения в воде снимают усталость, напряженность и стресс непосредственно от учебных занятий. А некоторым студентам удалось на себе ощутить оздоровительный эффект от занятий плаванием.

Рисунок 1. Результаты опроса студентов

Таким образом, нами было выявлено, что большинство студентов имеют огромное желание заниматься в бассейне, аргументируя это тем, что при занятиях плаванием, они чувствуют, как сам процесс влияет на их уровень здоровья. Со слов студентов из нашей организованной экспериментальной группы, после плавания, становилось гораздо легче дышать; плавание влияло на коррекцию осанки; а также студенты не чувствовали усталости от умственной деятельности в которую вкладывают свои силы студенты непосредственно на занятиях и лекциях в учебных заведениях.

Выводы

Основываясь на результатах многочисленных исследований, нами было выявлено, что общие движения в воде стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают деятельность кишечно-желудочного тракта, совершенствуют терморегуляцию, организм становиться менее восприимчивым к простудным заболеваниям, нормализуется психоэмоциональное состояние. Занятия плаванием развивают и укрепляют костно-мышечную систему, в результате улучшается питание суставов. Занятия плаванием является эффективным профилактическим средством против остеохондроза и суставной патологии. Также хотелось бы отметить, что исследователями было выявлено повышения уровня здоровья студентов на организм в целом при занятиях плавания.

Плавание - это прекрасный процесс физического развития и укрепления здоровья, который необходим студентам для поддержания собственного уровня здоровья. Таким образом, проведение занятий плаванием как спортивно оздоровительным комплексом имеет выраженный оздоровительный эффект, который воздействует на мощность аппарата внешнего дыхания; в развитии органов дыхания, в физической работоспособности, в адаптационных возможностях организма к окружающей среде, то есть происходит активная работа иммунной системы организма, что особенно полезно для физической и умственной активности студентов ВУЗов, колледжей, лицеев и других высших учебных заведений.

Список литературы

  1. Базылюк Т.А., Козина Ж.Л., Безнес Е.Е., Коверя В.Н. Применение аква фитнеса игровой направленности в физическом воспитании студенток // Физическое воспитание студентов. – 2010.– № 6. – С. – 8 – 12
  2. Булгакова Н.Ж. Плавание: учеб. пособие. –М.: Физкультура и спорт, 2001. - 400 с.
  3. Ганчар А.И. Гаркуша С.В. Теоретико-методические аспекты формирования навыков плавания среди разных групп населения в процессе физического воспитания и спорта с учетом гендерных отличий обучающихся // Физическое воспитание студентов. – 2012. – № 3. – С. – 24 – 28.
  4. Ганчар А.И. Динамика показателей плавательной и физической подготовленности курсантов морского профиля в процессе физического воспитания и спорта с учетом гендерных отличий // Физическое воспитание студентов. – 2012. – № 4. – С. – 37 – 41.
  5. Дрогомерецкий В.В., Кондаков В.Л., Горелов А.А. Применение средств оздоровительного плавания с целью коррекции нарушений суставно-связочного аппарата студентов // Физическое воспитание студентов. – 2013. – № 5. – С. 46-54.
  6. Маклауд Йен. Анатомия плавания: иллюстрированное руководство по развитию силы, скорости и выносливости. – М.: ПОПУРРИ, 2010.200 – С.

Мы создали Метарейтинг, чтобы вам не нужно было собирать разрозненную информацию о букмекерах по всему Интернету. Теперь чтобы узнать средневзвешенную оценку той или иной конторы и прочитать все отзывы о ней вам нужно зайти только на один сайт. Metaratings.ru даст вам самые объективные цифры, основанные на данных всех ведущих сайтов о беттинге, а также на отзывах и оценках игроков.

Основные направления сайта Metaratings

Рейтинг букмекеров на основе метаоценки — объективный и регулярно обновляемый топ лучших букмекерских контор по мнению экспертов Рунета. Рейтинг призван помочь игрокам выбрать надежный сайт для ставок на спорт в интернете, получив исчерпывающую информацию о букмекерской конторе.

Отзывы о букмекерах — самый полный дайджест отзывов о букмекерских конторах со всего Интернета. Все отзывы разделены на позитивные, негативные и нейтральные. На основе отзывов и оценок игроков мы вывели пользовательский метарейтинг букмекерских контор.

Прогнозы на спорт — мозговой центр нашего сайта. Здесь специалисты и эксперты на постоянной основе делятся лучшими прогнозами и ставками на ближайшие матчи и спортивные события. Аналитики Metaratings.ru предоставляют бесплатные прогнозы на футбол, хоккей, теннис, баскетбол, волейбол, бокс MMA и другие виды спорта.

Школа беттинга — обучающие материалы о правильной игре в букмекерских конторах. Почерпнуть для себя что-то новое могут не только начинающие игроки, но и опытные беттеры. Расшифровка и виды букмекерских ставок, принципы работы букмекерских контор, формирование и движение коэффициентов в линии, стратегии, полезные советы по онлайн-ставкам и многое другое.

Спортивная новости и аналитика — обзор предстоящих и прошедших спортивных событий, актуальные новости из букмекерской сферы. Ставки на футбол и анализ футбольных турниров — основное направление, которому уделяется наибольшее внимание. Остальные виды спорта тоже не остаются без внимания, как и любая другая важная информация о беттинге.

Сделайте ставки на спорт безопаснее для себя с Metaratings.ru!

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра психологии труда и организационной психологии

МЕТОДИКА УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОВ

Стили: баттерфляй (дельфин), кроль на спине

Выполнил:

студентка группы ИП-318

Пономарева И.А.

Омск 2010

1. Источники и движущие силы общества…………………………………3

2. Баттерфляй (дельфин)…………………………………………………….5

3. Кроль на спине…………………………………………………….…….11

4. Ошибки в упражнениях, методические указания, упражнения по исправлению ошибок……………………………………………………..

5. Список использованной литературы……………………………………

Источники и движущие силы общества

Формирование правильного навыка плавания возможно в том случае, если учитель в процессе обучения школьников плаванию наиболее целесообразно использует законы взаимодействия человека с водной средой. За последние годы с помощью объективных методов исследований проведены экспериментальные работы для определения эффективных путей улучшения техники и методики обучения плаванию детей и подростков. Результаты этих исследований использованы в настоящей работе. В наше время вряд ли кто станет отрицать, что плавание – жизненно необходимый навык, плавание – ценнейший вид физических упражнений.

Люди хорошо умели плавать еще в древние времена. Это помогало им охотиться, ловить рыбу, спасаться от врагов или преследовать их. В Древней Греции считали: что образованный человек - это тот человек, который умеет читать, писать и… плавать. Фигуры пловцов, высеченные на камнях, изображали плывущих мужчин на древнейших папирусах и пазах, рассказывают об использовании плавания в военном деле, труде, быту примерно за три с лишним тысячи лет до н.э. Из истории известно, что знаменитыми пловцами были, например, Александр Македонский и Юлий Цезарь, что более 2000 лет назад в Японии соревновались в плавании на скорость.

Спортивное плавание зародилось на рубеже XV-XVI вв. В 1538 г. вышло первое руководство по плаванию датчанина Н. Винмана. Зарождение спортивного плавания в России относится к середине XIX века. Первые официально зарегистрированные спортивные состязания пловцов в истории по «Правилам проведения состязаний пловцов на специальные призы» были организованы в Инженерном корпусе русской армии в начале 30-годов прошлого столетия. В те годы в Первой и Второй саперных бригадах этого корпуса были созданы специальные плавательные команды. Накопительный опыт изучил и обобщил один из офицеров корпуса Л. Конкин. Позже он издал в Петербурге специальную книгу «Плавательные команды в строевых частях инженерных войск и обучение плаванию низших чинов».

Первый крытый бассейн в России был построен в 1891 году в Москве при центральных банях. В царской России спортивным плаванием занимался очень ограниченный круг людей. В 1890 году было проведено первое соревнование в Европе, а чуть позже, в 1898 году в программу первых Олимпийских игр современности было включено плавание и с тех пор неизменно входит в число Олимпийских игр. Спортивное плавание включает соревнования на дистанциях от 50 до 1500 метров. В соревнованиях применяются следующие стили плавания: баттерфляй (дельфин), кроль на спине, брасс, кроль на груди (вольный стиль).


Баттерфляй (дельфин)

Рассмотрим один из этих способов - баттерфляй (дельфин). Баттерфляй - один из силовых способов плавания.

Плавание способом дельфин характеризуется одновременными и симметричными движениями руками и ногами, а также волнообразным движением туловища.

По скорости плавания дельфин занимает второе место (после кроля на груди). Его значение в прикладном плавании невелико.

Дельфин применяется в соревнованиях по плаванию на дистанциях 100 и 200 м, в комплексном плавании на дистанциях 200 и 400 м (первый отрезок 50 или 100 м) и на третьем этапе комбинированной эстафеты 4Х100 м.

При плавании дельфином имеется несколько вариантов согласования движений (одноударная, двухударная и трехударная координация). Наиболее распространенным является двухударный вариант. Каждый цикл движений в этом варианте состоит из одного движения руками, двух ударов ногами, одного вдоха и одного выдоха.

Зарождение этого способа началось с 1935 года и продолжалось вплоть до 1950 года. Баттерфляй (дельфин) является принципиально новой разновидностью брасса - баттерфляй (от англ. Butterfly - бабочка, т.к. спортсмен, плывущий баттерфляем, напоминал издали гигантскую бабочку). Этот способ продемонстрирован в соревнованиях на дистанции 100 м брассом. Показанные результаты превысили мировой рекорд. Для него было характерно следующее: гребок руками выполняется не в горизонтальной, а в вертикальной плоскости - спереди вниз и назад. Затем руки выбрасывались из воды, проносились по воздуху вперед для нового гребка, причем движения обеих рук были одновременно и симметричными, что соответствовало международным правилам плавания брассом. Баттерфляй оказался намного быстроходнее классического брасса.

Способу плавания баттерфляй (дельфин) отведены в соревнованиях дистанции на 50, 100, 200 м. Он также используете в комбинированной эстафете 4Х100 м на третьем этапе, на первых отрезках дистанций 200 и 400 м в комплексном плавании. Внешне способ плавания баттерфляй (дельфин) отличается одновременными симметричными движениями как на сверху–вниз, наподобие дельфиньего хвоста, так и гребком руками под водой вдоль продольной оси тела по криволинейной траектории с последующим проносом их под водой.

Положение тела. При плавании дельфином тело пловца расположено на поверхности воды в вытянутом положении. Голова опущена лицом в воду. В связи с волнообразными движениями туловища и значительным колебанием в вертикальной плоскости плечевого пояса угол «атаки» изменяется на протяжении одного цикла в пределах ±20°.

Движение ногами. В способе «дельфин» ноги выполняют непрерывные одновременные движения сверху вниз и снизу вверх. В этих движениях активно участвует туловище пловца.

Подготовительное движение (снизу вверх). Движение вверх начинается с разгибания прямых ног в тазобедренных суставах с одновременным сгибанием туловища в пояснице (назад) и опусканием таза. Примерно до горизонтального положения ноги движутся вверх прямыми, а затем сгибаются в коленных суставах, составляя угол между задней поверхностью бедра и голенью примерно 115-135°. Во время этого движения стопы поворачиваются внутрь, а колени разводятся в стороны на ширину 15-20 см.

Рабочее движение (сверху вниз) начинается с последовательного разгибания ног в коленных и голеностопных суставах (в конце движения), одновременного сгибания ног в тазобедренных суставах (вниз) и туловища в поясничной части (вверх). Затем голени и стопы быстро движутся вниз, а поясница и таз приближаются к поверхности воды.

Движения руками. При плавании дельфином цикл движений руками составляют следующие фазы: вход рук в воду и наплыв, опорная часть гребка, основная часть гребка, выход рук из воды, движение (пронос) рук над водой.

Вход рук в воду и наплыв. Когда движение над водой закончено, прямые, но ненапряженные руки опускаются в воду примерно на ширине плеч в такой последовательности: кисть, предплечье и плечо. Затем прямые руки начинают движение в воде в направлении вперед и вниз. Наплыв заканчивается, когда руки с поверхностью воды составляют угол в 10-20 градусов.

Опорная часть гребка. Эта часть гребка характеризуется началом сгибания рук в локтевых и лучезапястных суставах. Руки продолжают движение вниз, при этом кисти приближаются к перпендикулярному положению по отношению к направлению движения пловца. Опорная часть гребка заканчивается, когда угол между поверхностью воды и руками 30°.

Основная часть гребка. Двигаясь вниз и назад, руки продолжают сгибаться в локтевых суставах, обеспечивая кистям поступательное движение спереди назад, при котором сила тяги становится максимальной.

Во время гребка локти движутся назад и в стороны, а киста находятся на ширине плеч или приближаются к вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось тела. Чтобы облегчить вынос рук из воды, надо в заключительной стадии основной части гребка выполнять движение кистями назад и несколько в стороны от туловища.

Выход рук из воды. Из воды руки поднимаются в такой последовательности: плечи, предплечья и кисти. При этом руки слегка сгибаются в локтевых суставах.

Движение рук над водой. Почти прямые руки одновременно выполняют движение над водой через стороны, без излишнего напряжения, но с большой скоростью. Во время проноса кисти повернуты тыльной стороной к воде и только перед входом в воду поворачиваются ладонями вниз.

Дыхание. Плечевой пояс занимает наиболее высокое положение в конце основной фазы гребка руками. В этот момент голова поднимается из воды и начинается вдох, который заканчивается в первой половине проноса рук над водой. Затем голова спускается лицом в воду, а руки заканчивают пронос. После небольшой паузы начинается выдох, который продолжается в течение остальной части цикла.

Общая координация движений. Согласование движений осуществляется следующим образом. В тот момент, когда вытянутые вперед прямые руки начинают наплыв (голова погружена лицом в воду), ноги производят первый удар сверху вниз, который заканчивается примерно тогда, когда руки заканчивают наплыв. Далее руки выполняют опорную и первую треть основной части гребка, а ноги поднимаются в крайнее верхнее положение. Второй удар ногами сверху вниз совпадает с выполнением руками оставшихся двух третей основной части гребка. Удар ногами заканчивается в тот момент, когда руки проходят линию таза. Во время выноса рук из воды, проноса их над водой и входа в воду ноги вторично поднимаются в крайнее верхнее положение. После этого цикл движений повторяется.

Движение ногами по суше

1. И.п. - о.с.: правая нога на носок. Стоять боком к опоре. Захват правой рукой за опору, левая на поясе. Движение правой ногой назад, таз вперед, прогнуться. Ноги от пола не отрывать.

2. И.п. - о.с.: руки вверх вместе. Одновременные движения тазом и животом вперед-назад. Сгибать ноги в коленных и тазобедренных суставах. Прогибаться максимально.

3. И.п. - наклон прогнувшись, руки вверх на опоре. Выполнить присед, спина круглая руки на опоре. Носки вместе, пятки в стороны. Высота опоры до уровня груди.

4. Из упора сидя принять упор на руках горизонтально за счет отталкивания стопами от опоры. Таз приподнять вверх. Можно принимать упор на бедрах.

Движение ногами в воде

1. И.п. - лежа на груди, хват одной рукой за бортик на уровне воды, другой - опора о бортик на глубине 30-50 см. Движения тазом вверх-вниз. Колени не сгибать.

В упр. 2 движения те же, что и в упр. 1, но ноги в коленях сгибать. Большие пальцы ног вместе, пятки в стороны.

3. И.п. - неширокий хват за бортик, руки прямые, голова опущена в воду до ушей. Движения ногами - дельфин.

4. Плавание с движениями ногами дельфином, руки у бедер. Подбородок прижат к груди, руки расслаблены. Первые движения выполнять в толще воды, затем на поверхности.

5. Плавание ногами дельфином на спине с доской (прижата к груди), смотреть вверх, колени не выходят из воды. В верхнем положении таз находится у поверхности воды.

6. Плавание на груди ногами дельфином, доску держать за ближний край прямыми руками, голова опущена в воду до уровня ушей.

В упр. 7 и 8 - доску держать одной рукой, другая - у бедра, затем наоборот.

9. Плавание на груди ногами дельфином, руки вверху. Акцентировать движения тазом вверх. В коленях угол сгибания небольшой. Подбородок прижат к груди. Выполнять по задержке дыхания.

В упр 10; 11 - одна рука вверху, другая - у бедра, затем наоборот.

Освоение движения на суше и в воде

1. И. п. - наклон прогнувшись, руки на пояснице, голова назад-вдох; голова вперед-выдох, подбородок прижат к груди.

Упр. 2 аналогично, но выполняется в воде. Глубина воды до уровня живота. Голову опускать в воду до уровня ушей и открывать глаза. Акцент - на сильное окончание выдоха.

Движение рук на суше и в воде

1. И. п. - о. с. (лицом к стене), движения руками дельфином. Кисти двигаются по стене. Расстояние до стены - длина плеча, между кистями -10-20 см.

2. И.п. - наклон прогнувшись, руки у бедер, круговые движения руками вперед. Затем движения руками разнообразные: вперед (дельфином), конец гребка - руками у бедер. Соблюдать симметричность движения руками.

Кроль на спине

Но уже на II Олимпиаде в 1900 году в Париже учли, что при плавании различными способами участники достигают различных скоростей и выделили в отдельный номер программы игр дистанции 200 метров в/ст. На протяжении первого десятилетия XX в. в этом способе плавания спортсмены пользовались так называемым перевернутым брассом. Но по мере утверждения кроля в заплывах вольным стилем некоторые спортсмены, специализировавшиеся в плавании на спине, попытались «перевернуть» и кроль. Первым добился успеха в плавании кролем на спине Гарри Хебнер из США. На V Олимпиаде (Стокгольм) в заплыве на 100 метров на спине он победил всех пловцов, пользовавшихся брассом на спине: в том числе мирового рекордсмена в плавании на эту дистанцию немца Отто Фаара. После этого стиль Хебнера получил всеобщее признание и им долгое время пользовались все сильнейшие спортсмены, плавающие на спине. Коренные усовершенствования в технику гребковых решений руками и ногами внесли в этот способ многократные спортсмены мира в плавании на спине американский пловец Адольф Кифер (1935-44) и пловец из ГДР Ролланд Маттес (1967-75).

Поистине бурный рост скорости в плавании на спине позволил спортсменам достигнуть выдающихся результатов. Но это уже спортсменам. А пока перед читателем стоит более скромная задача - научиться плавать кролем на спине. Для этого в первую очередь надо получить представление о технике плавания этим способом.

Кроль на спине характеризуется попеременными непрерывными движениями руками и ногами. Основное отличие его от остальных спортивных способов плавания состоит в положении тела и дыхании (выдох выполняется над водой). По скоростным показателям кроль на спине занимает третье место после кроля на груди и дельфина. В прикладном плавании он используется для транспортировки пострадавшего, различных грузов и буксировки их по воде.

Положение тела. Тело пловца расположено у поверхности воды и находится в хорошо обтекаемом, близком к горизонтальному, положении (угол «атаки» 6-10°), плечи слегка приподняты. Голова лежит на воде, лицо обращено вверх, а подбородок слегка опущен на грудь.

Движения ногами. Так же как в кроле на груди, ноги при плавании кролем на спине выполняют непрерывные попеременные движения сверху вниз и снизу вверх с амплитудой, составляющей примерно третью часть роста пловца. Эти движения обеспечивают телу устойчивое горизонтальное положение и поддерживают скорость продвижения вперед. Движение ноги вверх называется гребковым (рабочим), а вниз - подготовительным.

Подготовительное движение (сверху вниз). В крайнем верхнем положении выпрямленная в коленном суставе с повернутой внутрь расслабленной стопой нога находится у поверхности воды и занимает несколько наклонное по отношению к туловищу положение. Движение вниз начинается с разгибания прямой ноги в тазобедренном суставе. Пройдя горизонтальное положение, прямая нога продолжает движение вниз, сгибаясь в тазобедренном суставе (назад) примерно до угла в 170°. Далее нога начинает сгибание в коленном суставе, при этом голень и стопа продолжают движение вниз, а бедро, разгибаясь в тазобедренном суставе, начинает движение вверх. Когда угол между передней поверхностью бедра и туловищем (в тазобедренном суставе) составит примерно 130-140°, движение ноги сверху вниз считается законченным.

Рабочее движение (снизу вверх). Движение вверх начинается с последовательного разгибания ноги в коленном и голеностопном суставах (в последнем разгибание осуществляется в самом конце гребка), нога продолжает сгибаться в тазобедренном суставе. В этот момент бедро, голень и стопа движутся вверх. Когда коленный сустав окажется у поверхности воды, бедро начинает движение вниз, опережая голень и стопу, которые продолжают движение кверху. Опережающее движение бедра вниз способствует быстрому разгибанию ноги в коленном суставе и тем самым увеличивает скорость захлестывающего движения стопы вверх-назад. В результате такого движения ноги стопа создает некоторую силу тяги, которая способствует продвижению пловца вперед. Когда нога выпрямляется в коленном суставе, рабочее движение считается законченным.

Движения руками . Цикл движений одной руки состоит из следующих фаз: вход руки в воду и наплыв, опорная часть гребка, основная часть гребка, выход руки из воды, движение (пронос) руки над водой. Существует два варианта техники выполнения гребка руками в кроле на спине: гребок прямой и гребок согнутой рукой. Гребок прямой рукой более прост, но менее эффективен в связи с малым периодом действия максимальной силы тяги.

Вход руки в воду и наплыв. В момент вкладывания руки в воду тело начинает поворачиваться вокруг продольной оси в сторону вошедшей в воду руки. В связи с этим прямая рука опускается вниз-вперед и в сторону. В конце очень непродолжительного наплыва рука начинает сгибаться в локтевом суставе, а кисть движется в перпендикулярное направлению движения положение и начинает «захватывать» воду. Все это происходит на глубине не более 15 см.

Опорная часть гребка. Продолжая движение вниз-вперед и в сторону, рука сгибается в локтевом суставе до угла в 160°; при этом локоть опускается вниз, а кисть располагается перпендикулярно направлению движения тела, оставаясь выше локтя.

Основная часть гребка начинается в тот момент, когда рука начинает двигаться назад. Двигаясь вдоль тела назад, рука продолжает сгибаться в локтевом суставе, образуя в середине гребка угол между плечом и предплечьем примерно 120°. Кисть продолжает находиться около поверхности воды, а локоть - ниже кисти. Во второй половине этой фазы рука постепенно разгибается в локтевом суставе и заканчивает основную часть гребка, когда кисть достигает бедра. На протяжении всей основной части гребка кисть сохраняет перпендикулярное направлению движения положение и находится у поверхности воды. Усилению гребкового движения способствует также поворот туловища вокруг продольной оси примерно на 25-30°.

Выход руки из воды. К моменту завершения движения руки в воде, когда кисть оказывается около бедра, напряжение мышц, принимающих участие в гребке, прекращается. В следующий момент из воды последовательно поднимаются кисть, предплечье, плечо и начинается пронос руки над водой.

Движение руки над водой. Быстрое движение прямой руки над водой осуществляется в плоскости, проходящей через плечевой сустав и расположенной либо вертикально, либо под некоторым углом (не более 15°) наружу. В конце проноса ладонь также поворачивается наружу.

Дыхание. Несмотря на то что в кроле на спине дыхание не зависит от условий среды (вдох и выдох выполняются над водой), оно должно быть непрерывным и ритмичным. Вдох выполняется через широко открытый рот во время проноса руки над водой, а выдох - во время ее движения в воде.

Общая координация движений. Согласование движений руками и ногами осуществляется следующим образом: когда правая рука выполняет наплыв, левая нога производит удар снизу вверх (одновременно правая опускается вниз); продолжая движение, правая рука выполняет опорную и начало основной части гребка, а левая нога движется вниз (одновременно правая делает удар вверх); затем правая рука выполняет основную часть гребка, а левая нога снова производит удар снизу вверх (правая нога движется вниз). Согласование гребкового движения левой руки с движениями ногами происходит в такой же последовательности.

Старты и повороты. Старт при плавании на спине в отличие от других способов выполняется из воды. После предварительной команды «занять места» или соответствующего сигнала, пловец опускается в воду, захватывает поручни сверху стартовой тумбочки прямыми руками на ширине плеч, сгибая ноги, надежно упирается передней частью стопы о бортик бассейна ниже уровня воды (согласно правилам соревнований). После команды «на старт» пловец подтягивается к поручням, сгибая руки в локтях, занимает неподвижное положение и сразу по команде «марш» или иному сигналу совершает взмах руками и толчок двумя ногами от бортика, что позволяет сделать небольшой полет низко над водой, войти в воду и после небольшого скольжения под водой - до 15 м - начать выполнять движения кролем на спине. Повороты при плавании кролем на спине должны обеспечить непрерывность плавания и различаются как закрытые, так и открытые. Основным условием последних правил соревнований при повороте является то положение, что до касания поворотного щита разрешается поворачиваться из принятого положения на спине, а также совершать только вращательные движения. Кроме этого касаться поворотного щита можно любой частью тела, не обязательно рукой.

Движения ногами на суше

И.п. - сидя на переднем крае скамейки, хват руками сзади за скамейку. Попеременные движения ногами сверху-вниз (кролем), носки оттянуты, большие пальцы касаются друг друга. Ноги в коленях не сгибать, амплитуда движения ног 40-60 см. Упражнение выполнять сидя на полу.

И.п. - лежа спиной на скамейке с опорой на таз и опорой предплечьями о пол. Движения ногами кролем. Носки вовнутрь, менять темп и амплитуду движения ногами.

Движения ногами в воде

1. И.п. - лежа на спине, руками обратный хват за бортик, опора на него. Движения ногами кролем. Таз от поверхности воды на 10-30 см. Стопами выбрасывать воду вверх.

Движения ногами с плавательной доской

1. И.п. - лежать на спине, доску прижать к груди. Движения ногами кролем. В упр. 2 доску держать за головой. В упр. 3 доску держать прямыми руками вверху. Упр. 4, 5 выполняются держа доску одной рукой, другая вверху и наоборот. В упр. 6, 7 держать доску одной рукой, другая у бедра и наоборот. Во всех упражнениях движения ногами кролем, таз у поверхности воды, подбородок прижат к груди, движения ног от бедра.

Движения ногами без плавательной доски

Те же упражнения, что и с доской, но без нее.

Движения рук на суше и в воде

Упр. 1. И.п. - ноги врозь. Круговые движения назад одной, затем другой рукой. В упр. 2, 3 выполнять соответственно поочередные и попеременные круговые движения рук назад.

Упр. 4. Уровень воды до пояса. Полуприсед наклонный на правой ноге, левая на носок, круговое движение правой рукой, левая у бедра. В упр. 5 выполнять поочередные круговые движения назад, следить за разворотом кистей наружу. Сгибать руки в локтях до 900, подбородок прижат к груди.

Упр. 6, 7. Упражнения выполняются аналогично 4, 5, но с продвижением спиной вперед. Активное отталкивание кистью от воды. Окончание гребка рукой у бедра. Рука вперед прямая.

Изучение дыхания и согласование движений рук и дыхания на суше и в воде

1. При изучении дыхания подготовительные упражнения выполняются с целью освоения быстрого вдоха и максимального полного выдоха. Движения в этих упражнениях выполняются акцентированного вдоха в момент дугообразного движения одной руки вверх и выдоха в момент приведения кисти этой же руки к бедру.

Согласование движений рук, ног и дыхания

1. Плавание на спине с движениями ногами кролем и с движением одной рукой кролем, другая у бедра, затем движение другой рукой, вторая у бедра. В упр. 3 движения руками кролем поочередные с остановкой внизу, а в упр. 4 движения руками попеременные. Рука в воду входит точно вверху, кисть развернута большим пальцем вверх.

Упр. 5-8. Плавание на спине с движениями ногами кролем и с движением одной руки кролем, другая вверху, затем движение другой рукой: вторая вверху. В упр. 6 движения руками кролем поочередные с остановкой вверху, а в упр. 7 движения руками попеременные. Через 3-4- цикла руками остановка их вверху и движения только ногами Первоначальное выполнение упр. 1-8 со свободным дыханием. После освоения координации движений рук и ног выполняются эти упражнения с акцентированным вниманием на окончание выдоха, выполняющимся в конце гребка одной из рук.

В процессе обучения плаванию необходимо постоянно контролировать усвоение техники выполнения упражнений, для чего нужно учитывать определенные особенности в методике контроля, к которым относятся:

 техника движений на первом этапе обучения (разучивания) не должна быть слишком детализированной.

 основными источниками информации в качестве выполнения упражнений являются слово преподавателя и собственный зрительный контроль.

 для облегчения самоконтроля необходимо ввести зрительные ориентации на самых главных моментах двигательного акта.

 сравнительные задания, которые должны дать возможность сравнить правильное и неправильное выполнение упражнений.

Ошибки в упражнениях, методические указания, упражнения по исправлению ошибок

Ошибки

Методические указания

Упражнения по исправлению

Сгибание в тазобедренных суставах и опускание таза вниз (в результате пловец сидит, а не лежит на воде)

Поднять выше живот, не сидеть, а лежать на воде. Следить за правильным исходным положением

Стоя на дистанции, руки вдоль туловища, присесть, оттолкнувшись, лечь на спину, затем выполнять движения ногами

Сгибание ног в коленных суставах, носки оттянуты (на поверхности нет пенного следа)

Ноги должны быть прямыми, носки как у балерины. Резко разгибать ноги в коленях как при ударе по мячу

Лежа на спине, взяться руками за оградительную дорожку - движения ногами кролем на спине под команду

Гребок одной и пронос другой рукой

производятся не одновременно

Смену рук выполнять одновременно. Руку из воды вынимать движениями плеча

Плавание на спине при команде движения ног, одна рука впереди, другая у бедра, поменять положение рук, сделать гребок одной рукой, затем одновременно пронос другой. Продолжать движения ногами и снова поменять движения рук

Узкое вкладывание рук в воду за продольную ось тела

Сосредоточить внимание на выполнение круговых движений руками

Плавание кролем на спине с задержкой на воде

Укороченный гребок руками

Гребок руками заканчивать

у бедер. Руки держать напряженными и тянуться вперед в направлении движений

Плавание на спине при помощи движения ног, одна рука у бедра, другая впереди

Раскачивание плечами, рука во время гребка уходит в сторону от туловища.

Напрягать ладонь, не опускать локоть во время гребка, не отрывать плечи отводы

Упражнения для удержания рук и дыхания

Задержка вдоха, неполный выдох через нос

Вдох выполняется только в момент конца гребка, когда рука у бедра

Имитационные упражнения на суше и в воде

Приподнимание головы над водой

Голову прижать к груди

Плавание на спине в полной координации

Специалистами подчеркивается, что в основе начального обучения плаванию взрослых должна находиться современная техника плавания. Поэтому нельзя признать целесообразным, начинать обучение плаванию с изучения техники движения ног, а полнее и естественнее осваивать его с движений руками кролем на спине, изучая траекторию гребка руками. Как показывает опыт практической работы в вузе имеются достаточные возможности формирования навыков плавания у студентов.

Список использованной литературы

1. Ванькова Ж.С. Эволюция способа плавания на спине. «Плавание».- М.: Физкультура и спорт, 1975. Вып. 2. С. 12-16.

2. Волесов В.И. Ускоренное обучение плаванию молодежи. «Плавание». М.: Физкультура н спорт, 1986.- С.50-54.

3. Макаренко Л.П. Учитесь плавать на спине. М.: Физкультура и спорт, 1984.- 31 с.

4. Мельникова О.А., Малаховская Н.И. Методика ускоренного обучения плаванию студентов: Методические рекомендации. – Омск – 2003. – 19 с.

5. Фарафонов М.С. Плавание на спине. М.: Физкультура и спорт, 1984.- 49 с.