Абрамов, Анализ произведения О чём плачут лошади, План. Тема: “Ф.Абрамов


Фёдор Александрович Абрамов. () Ф. Абрамова называли – соль земли, т. е. такие люди хранят в своей душе необыкновенный запас добра и понимания; своим трудом, своим творчеством они приносят добро, свет в души людей.


Фёдор Абрамов – автор романов, повестей, рассказов о жизни деревни. Какие проблемы волновали писателя? Ф. А. Абрамов родился и вырос в Архангельской области, в красивейшем краю белых ночей и бескрайних лесов, краю былин и сказок. И окружающая природа сыграла большую роль в жизни и творчестве писателя. Его чуткому сердцу печально было наблюдать за тем, как редеют прекрасные леса, исчезают или терпят бедствия животные. Он сознавал, что во многом в страданиях животных, в гибели природы виноват человек.


Проблемы. Экология – (от греч. «ойкос» - жилище и «логос») – наука, изучающая взаимоотношения между живыми организмами и средой их обитания. … Отношения между человеком и природой также могут быть предметом изучения экологии. Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. (Словарь С.И. Ожегова).


Вставая утром, глянь прежде на коня своего, а потом – на отца. Горькие мысли и чувства писатель выражал в своих произведениях, одним из которых и является рассказ «О чем плачут лошади». Уже первые строки окунают нас в мир далекого детства писателя, «в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей».


Словарная работа. Бараки – здания лёгкой постройки, предназначенные для временного жилья. Дернина – дёрн – густо заросший травой, сплетённый корнями многолетних растений верхний слой почвы. Иван-чай – крупное травянистое растение с пурпурно-розовыми цветами. Лесопункт – пункт лесозаготовки. Стати (стать) – телосложение, общий склад фигуры. Угор – (диалект.) – пригорок. «Чёртом выгибались» - молодцевато выглядели.


Какие чувства вызывали у рассказчика лошади? Найдите в тексте слова автора. Детство. Мир пахучих трав, стрекоз, бабочек лошадей Подкармливал Дружелюбно похлопывал Подбадривал ласковым словом Трепал по бархатным губам Разноречи вые чувства Волновали, радовали. Часами смотрел. Добрые, умные. Вслушивался в похрустывание, пофыркивание.


Почему герой испытывает чувство вины перед лошадьми? Отношение людей. А вы как относитесь к лошадям? Крутая холка, ясный, полный глаз, Сухие ноги, круглые копыта, Густые щётки, кожа, как атлас, А ноздри ветру широко открыты. Грудь широка, а голова мала, - Таким его природа создала. Вильям Шекспир Конюх Миколка – «иногда день и ночь не заявлялся к ним». «Дернина изгрызена и выбита дочерна». Томились, умирали от жажды, донимал гнус, тучей клубились комары и мошкара.


«Я не шёл – бежал к лошадям». Мезенки - некрупные, но выносливые и неприхотливые, хорошо приспособленные к условиям севера лошади; каурый - темно-коричневая масть лошади, отсюда их клички - Карьки, Карюхи; гнедой - красно- коричневый окрас с чёрной гривой и хвостом, клички - Гнедки, Гнедухи; вороной - чёрный окрас лошади, клички - Воронки, Воронухи; чалый - светло-коричневый, даже палевый окрас шерсти лошади.


Чем Рыжуха отличалась от других лошадей, доходяг и кляч? Кобылка чистая, сохранила весёлый, неунывающий характер, вытягивалась в струнку, подавала звонкий голос. Сегодня: «не выказывала ни малейшего воодушевления». Окаменело. Слёзы. «Большие, с добрую фасолину…» Маяковский. «За каплищей каплища по морде катится.


«Лошадиная жизнь». Были времена. Жалели, берегли. Называли кормилицами. Холили и ласкали. Счастливые лошадиные времена. Сегодня. Клички лошадей: Идея, Победа, Ударница, Звезда… Конец 30-х годов, основная рабочая сила на селе трактор, о лошадях стали меньше заботиться. Предмет гордости: кормилица.


«И тоска, тяжёлая лошадиная навалилась на меня…» Почему? «Я совершил что-то непоправимое, страшное, что я обманул Рыжуху…». Как объяснить слова: «В каждом из нас…живёт пушкинский вещий Олег…? «…Я попытался разыскать останки своего коня…Лесопункта уже не было…останков никаких не было…» Нет ничего ужаснее, чем потерять доверие, будь то человек или животное. Все мы живём в одном мире, связаны одними кровными нитями.


Сравним поведение героя. Начало рассказа. Герой говорит о своей любви к лошадям, с которыми были связаны самые теплые воспоминания его прошлого. Конец рассказа. Легко, не раздумывая, совершает предательство по отношению к лошадям, отказываясь поддерживать веру Рыжухи в существование счастливых для всего их конского рода времен! Писатель в рассказе затрагивает одну из нравственных проблем: отношение человека к самому себе. Это проблема честности перед собой и ответственности за поступки.


О чём заставил задуматься рассказ Ф. Абрамова? Люди Чёрствость Безразличие «Редкая старушонка, редкая баба…проходила мимо безучастно» Ф. А. Абрамов стремился показать, что исчезновение связей человека с животными, с землей, с природой может обернуться очень серьезными последствиями. Исчезнут любовь, доброта, забота, изменится сама человеческая сущность, изменятся отношения и в людском обществе.




Использованные материалы. vennye_i_ehkologicheskie_problemy_v_rasskaze_f_a_abramova_o_chem_ plachut_loshadi/ http://netuchebe.ucoz.com/load/sochinenija/sochinenie_po_literature_nravst vennye_i_ehkologicheskie_problemy_v_rasskaze_f_a_abramova_o_chem_ plachut_loshadi/

Сочинение

Ф. А. Абрамов родился и вырос в Архангельской области, в красивейшем крае России. И поэтому природа сыграла важную роль в жизни и творчестве писателя. Так, в своем рассказе «О чем плачут лошади» Ф. А. Абрамов поднимает одну из самых серьезных проблем во взаимодействии человека и окружающего мира - экологическую.

Уже с первых строк произведения мы попадаем «в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей». Именно они придавали лугу неповторимую красоту, оживляли его своим пофыркиванием, всхрапом. Но за этой, казалось бы, идиллической картиной скрывалась страшная действительность. Не зря главный герой рассказа испытывает «чувство жалости и… непонятной вины» перед лошадьми. Он еще помнил былое время, когда к этим благородным животным относились иначе, чем сейчас. Их «называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами». А теперь они умирают от жажды и голода, их донимает гнус в тесных конюшнях. На вопрос своей любимицы Рыжухи, действительно ли были когда-то счастливые для лошадей времена, герой рассказа не смог ответить честно. Он солгал и предал этим не только животных, но и свою память, и свое детство.

Лошади разгадали обман и уже не смогут простить человека. Не будет больше между ними былого доверия. Человек осознал свою ошибку, но ничего уже нельзя было исправить. И «тяжелая лошадиная тоска» навалилась на него, он почувствовал себя «нелепым, отжившим существом». В своем произведении Ф. А. Абрамов хотел показать, что разрушение связей человека с природой, с животными ведет к губительным последствиям. Ведь если в человеке исчезнет доброта и любовь к другим существам, которые живут вместе с нами на Земле, изменится и сама человеческая сущность. Люди должны чувствовать ответственность за свои действия.

Тема урока: «О чем плачут лошади».

Форма урока: урок-размышление

Цели урока:

· развивать речь и образное мышление учащихся;

· воспитывать любовь к животным, чувство сострадания.

На доске портрет Федора Абрамова

И какая-то общая

звериная тоска

вылилась из меня

и расплелась в шелесте.

В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

Ход урока:

I. Ученик читает отрывок из стихотворения В. Маяковского «Хорошее отношение

к лошадям»

Ветром опита,

льдом обута,

улица скользила.

Лошадь на круп

грохнулась,

и сразу…

смех зазвенел и зазвякал:

Лошадь упала! -

Упала лошадь! -

Смеялся Кузнецкий.

глаза лошадиные...

Улица опрокинулась,

течет по-своему...

Подошел и вижу -

за каплищей каплища

по морде катится,

прячется в ше́рсти...

И какая-то общая

звериная тоска

плеща вылилась из меня

и расплылась в шелесте.

«Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте -

чего вы думаете, что вы их плоше?

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь».

Как вы думаете, ребята, почему в начале урока по рассказу Ф. Абрамова «О чем плачут лошади» мы обратились к стихотворению В. Маяковского.

Одна тема…

Одинаковые герои…

Одна основная мысль…

Какие слова из стихотворения В. Маяковского можно взять в качестве эпиграфа к нашему и почему?


И какая-то общая

звериная тоска

вылилась из меня

и расплелась в шелесте.

Ребята, обратите внимание на название рассказа Ф. Абрамова и на слова В. Маяковского, взятые в качестве эпиграфа, и попытайтесь определить цель нашего урока, на какие вопросы мы должны сегодня ответить.

II. 1) Знакомство с автором рассказа. Что за человек задает себе и читателям такой вопрос? Работа с учебником, страница 423(факты биографии писателя), готовимся задать по одному вопросу по прочитанному, по цепочке задаем вопросы и отвечаем на них.

2) Работа с текстом.

Кто является гласными героями данного рассказа? – рассказчик, Рыжуха.

Дайте характеристику рассказчику, используя текст

Пожилой, модный (модные джинсы, развязная походка), но совестливый (не мог смотреть в глаза Рыжухе, отвел взгляд).

Как относится рассказчик к лошадям?

- «Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади. Они волновали, радовали мое крестьянское сердце, я мог не минутами, часами смотреть на этих добрых и умных животных, вслушиваться в их однообразное похрустывание. Но чаще всего лошади эти вызывали у меня чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними».

Почему среди других лошадей рассказчик выделяет Рыжуху? Подчеркните ключевое слово.

- «Рыжуха была кобылка чистая, да к тому же еще сохранила свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости».

Как меняется настроение Рыжухи после ее возвращения с дальнего сенокоса и почему это происходит?

Забава рассказала Рыжухе о прежней жизни лошадей, и рассказчик об этом знает.

Пересказ отрывка из текста готовят более слабые учащиеся.

Более сильные ученики анализируют средства языка, который использует автор, рисуя старые времена (восклицательные предложения, частицы, междометия; сравнение, эпитеты)

Находим в тексте и читаем:

Ну, ну, хватит киснуть! Хватит забивать себе голову всякой ерундой. Давайте лучше грызть хлеб, пока грызется.

Покель! В энтом деле без банки нам все равно не разобраться... - И, глубоко сунув руки в карманы модных джинсов, быстрой, развязной походкой двинулся к реке.

И тогда я вдруг стал понимать, что я совершил что-то непоправимое, страшное, что я обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг и что никогда, никогда уже у меня с Рыжухой не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор.

И тоска, тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы...

Вывод: рассказчик чувствует свою вину перед лошадьми и в то же время понимает, сто нечего ему сказать в оправдание, он чувствует свою беспомощность.

3) Более слабые учащиеся готовят связный ответ на вопрос: « Так о чем же плачут лошади?»

Сильные учащиеся продолжают работу с текстом.

В каждом из нас, должно быть, живет пушкинский вещий Олег, и года три назад, когда мне довелось быть в Росохах, где когда-то в войну шла заготовка леса, я попытался разыскать останки своего коня.

Что же сотворил Вещий Олег?

Предал своего коня, но вернулся, чтобы посмотреть и убедиться в неправоте кудесника, посмеяться над ним, за это наказан. Главный герой тоже получает наказание – духовное опустошение. Не только главный герой, но и все мы – читатели рассказа.

Каков жанр этого произведения?

Рассказ, сказка, притча (повторяем особенности каждого жанра).

III. Вывод по уроку: Ответы на вопросы: «О чем плачут лошади? Чему учит нас этот рассказ»

IV. Домашнее задание.

Ответ на вопрос: «Что общего в рассказе Ф. Абрамова и стихотворении В. Маяковского» или «Современная история о Вещем Олеге».

смысл названия произведения "О чём плачут лошади". смысл тема и получил лучший ответ

Ответ от Виолетта Калашникова[гуру]
О чем плачут лошади (сочинение-отзыв) (3) Тема живой природы нашла свое многогранное отражение во многих произведениях известного советского писателя Абрамова. Например, в рассказе «О чем плачут лошади» автор делится воспоминаниями о жизни в деревне, мире пахучих трав и добрых, умных животных - лошадей. Автор очень любил лошадей, всегда подходил к ним, ласково разговаривал, гладил их крутые бока. Была у него и любимица. Звали ее Рыжуха. Этой маленькой неказистой лошадке довелось много и тяжело работать. Именно поэтому уже в пять лет у нее была сбита спина и вспухли вены. Но Рыжуха сохранила свой веселый нрав, автора она встречала с радостью. Однажды она при приближении человека отвернулась. На удивленный вопрос, что же с нею, она заплакала и рассказала такую историю. На летнем сенокосе от старой кобылы Рыжуха услышала песню о том, что раньше люди заботились о лошадях, любили и щадили их, считая своими кормильцами. Но когда Рыжуха стала петь эту песню на своем поле, остальные лошади закричали: «Вранье это все, брехня! Замолчи! Не растравляй нам душу. И так тошно» . И вот Рыжуха обратилась к своему другу с вопросом, были ли такие времена, когда лошадям жилось хорошо. Рассказчик не знает, что ответить. Ведь и правда, лошадь всегда была в крестьянских семьях главной надеждой и опорой. И в праздник, и на работе без лошади не обойтись. И на фронте лошади воевали, многие погибли. Автор, чувствуя вину людей перед лошадьми, пытается отговориться: «Ну, хватит киснуть! Давайте лучше грызть хлеб, пока грызется» . Но лошади почувствовали неискренность его слов. Теперь уже не будет между Рыжухой и рассказчиком прежней дружбы я доверия. Рассказ вызывает чувство острой жалости к лошадям. Эти животные испокон веков тяжко трудятся, значительно облегчая жизнь человеку. А что же люди? Пьяный конюх зачастую забывает о пасущихся лошадях, оставляя их на уже изглоданной дочерна земле. Почти все лошади сгорблены от работы, висит клочьями шкура, гноятся глаза. Что получили они в благодарность за свой труд? Лишь равнодушие. Несправедливо отнесся к ним человек. Когда лошади были сильны и здоровы, то люди ценили их как рабочую силу. А ослабевшие, старые животные не приносят никакой пользы, значит, не стоит и заботиться о них. Вот и плачут лошади от обиды. Автор осуждает черствость, безразличие и эгоистичность людей по отношению к нашим верным друзьям - лошадям.

Цели урока:


Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: “Ф.Абрамов. “О чем плачут лошади”

Цели урока:
познакомить с биографическими данными Ф.Абрамова; продолжить формирование умений анализировать на примере рассказа “О чём плачут лошади”; проследить, как решается автором проблема нравственного выбора.
продолжить развивать у школьников умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать эмоции учащихся, их коммуникативные умения, навыки чтения, рассказывания; активизировать познавательный интерес.
содействовать в ходе урока гуманистическому характеру обучения личности (воспитание у учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умения чувствовать и слышать собеседника)
Средства обучения: текст рассказа Ф.Абрамова “О чём плачут лошади”, Т.Ф.Коровин. Литература. 7 класс: учебник- хрестоматия. – М.: Дрофа, 2003, мультимедийный проектор с экраном, слайды, магнитофон.

Структура урока
Здравствуйте, ребята. Я участник конкурса "Учитель года".Меня зовут Ольга Васильевна. Сегодня у нас необычный урок.

Эмоциональный настрой класса. (если за окном пасмурно)

Посмотрите в окно. Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?

Какое настроение вызывает такая погода?

А знаете, что надо делать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?

Надо улыбнуться (слайд)

Сегодняшний урок я хотела бы начать со стихотворения Б.Корнилова. А вы попытаетесь определить, о чём, о ком пойдёт разговор на уроке.

Дни-мальчишки,

вы ушли хорошие,

мне оставили одни слова, -

и во сне я рыженькую лошадь

в губы мягкие расцеловал.

Гладил уши,

морду тихо гладил

и глядел в печальные глаза.

Был с тобой, как и бывало, рядом,

но не знал, о чём тебе сказать.

Не сказал, что есть другие кони,

из железа кони,

из огня…

Ты б меня, мой дорогой, не понял,

ты б не понял нового меня.

Мне так дорого и так мне любо

дни мои любить и вспоминать,

как, смеясь, тебе совал я в губы

хлеб, что утром мне давала мать.

Потому ты не поймёшь железа,

что завод деревне подарил,

хорошо которым землю резать,

но нельзя с которым говорить.

И как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего урока?

(Рассказ Федора АлександровичаАбрамова "О чем плачут лошади")

Исходя из данной темы, поставим перед собой учебные задачи.
… будем анализировать рассказ Ф. Абрамова “О чём плачут лошади”;
… выясним, от чего лошади плачут;
...будем сравнивать, обобщать, выделять главное.


III. Этап усвоения новых знаний.

Понравился ли вам этот рассказФедора Александровича Абрамова “О чем плачут лошади”?
- Каким вы представляете автора этого произведения?

Давайте посмотрим на те места, где жил Ф.А. Абрамов

ВИДЕОРОЛИК (биография)

Рассказ о писателе.

Затем Абрамов поступает на филологический факультет Ленинградского университета. Но начинается ВОВ, и Абрамов уходит защищать Ленинград. Получает тяжелое ранение, и его через Ладогу отправляют в тыл.
После войны окончил университет, аспирантуру, работал на кафедре советской литературы. Писал только по вечерам и в выходные дни.
Трудной была и писательская судьба.

За свою творческую жизнь Федор Абрамов написал много произведений, но сегодня мы поговорим только об одном рассказе.

На уроке мы с вами проведём небольшое исследование «О чем плачут лошади»

Р езультаты исследования мы внесём в рыбий скелет

на слайде вы видите рыбий скелет

(Приём «Фишбоун»)в голове помещаем проблемный вопрос «О чем плачут лошади»

На верхних «косточках» скелета запишем, как сейчас живут лошади, на нижних - как жили раньше. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть.

Кто является главным героем рассказа?

1.Как встретила Рыжуха рассказчика?
(С каким настроением встретила Рыжуха рассказчика?)
2. Как конюх Миколка заботился о лошадях?

Каким образом деревенские жители стремились скрасить жизнь бедным животным?

3. Какие имена носили лошади?

4.Кем лошади были для всей семьи? А сейчас как о них говорят

5. Сравните отношение героя к лошадям


- Как вы думаете, с какой целью автор сравнивает Рыжуху с остальными кобылками? А еще с кем сравнивают?
…автор сравнивает людей с лошадьми: многие, попав в одинаковые условия ведут себя по-разному. Кого-то трудности изменяют в худшую сторону, а кто-то сохраняет неунывающий характер и внешне отличается от первых.

Заслужили лошади такое отношение к себе? (Высказываются)

Нет,
- Подумайте, может быть, Абрамов ещё что-то хотел сказать, показывая жизнь лошадей?
-

В конце рассказа автор говорит, что ощутил себя существом “из той же лошадиной породы”. Что это значит?
…герой рассказа ощущает страдания лошадей, поэтому он
не способен на жестокость.
- О чём заставил вас задуматься этот рассказ? Любовь и забота нужны каждому!
IV. Этап подведения итогов

Оценка Мне очень понравилось с вами работать. Мне было приятно с вами сотрудничать. Особо хочу отметить таких учеников....

А теперь запишите д\з

7. Домашнее задание

Инструкция о домашнем задании.
- Ребята, вы прекрасно работали на уроке, показали хорошее знание текста, приводили примеры из жизни, а дома я предлагаю вам подготовить эссе от имени лошади.

Домашнее задание прошу выслать на мой электронный адрес с пометкой д\з
Рефлексия.
- Итак, вспомните, какие задачи были поставлены нами в начале урока? Удалось ли нам их реализовать? Прокомментируйте.
Закончи предложения:1На уроке я работал...

2Своей работой я..

3Моё настроение

4Материал урока мне был...

Спасибо за урок!